Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1129501-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в ряд федеральных законов, предусмотрев возможность исключать или изменять действие их отдельных положений в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" (далее - Закон N 258-ФЗ).
Как следует из пояснительной записки, перечень правовых норм, действие которых предлагается не распространять на участников экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций, "обусловлен выявлением конкретных требований, препятствующих появлению или апробации соответствующих цифровых инноваций".
Вместе с тем содержащиеся в проекте оговорки о возможности исключения или изменения действия тех или иных норм носят формальный и ничем не ограниченный характер, предоставляя правоприменителю широкие пределы усмотрения, что может привести к нарушению таких принципов установления экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций, как обеспечение безопасности личности, определенность специального регулирования и минимизация отступлений от общего регулирования (пункты 2, 6 и 7 статьи 4 Закона N 258-ФЗ), а также к нарушению базовых принципов тех федеральных законов, внесение изменений в которые предусматривается проектом.
Так, исключение или изменение действия частей 3, 4 и 8 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), в результате чего на основании подзаконных актов временного характера может быть осуществлен ввод в гражданский оборот медицинских изделий, не прошедших необходимых экспертиз и государственной регистрации, для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, с высокой степенью вероятности может нанести вред их здоровью, а исключение или изменение положений частей 3, 4 и 6 статьи 36.2 Закона N 323-ФЗ, обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия пациента с лечащим врачом, может привести к нарушению прав граждан на оказание высококвалифицированной медицинской помощи, в том числе с учетом применения мер ограничительного характера по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции, особенно на удаленных территориях.
Кроме того, с принципом обеспечения безопасности личности не согласуется исключение или изменение подзаконным актом временного характера требований Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ), содержащихся в пункте 1 статьи 16, в силу которого "техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения", абзаце седьмом пункта 1 статьи 20, которым установлена обязанность "не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена", статье 23 Закона N 196-ФЗ, согласно пункту 10 которой "пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях оказывается первая помощь, а также медицинская помощь, которая заключается: в оказании скорой медицинской помощи на месте дорожно-транспортного происшествия и в пути следования в медицинскую организацию; в оказании первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи".
Поскольку частью 2 статьи 36.2 Закона N 323-ФЗ установлены не требования, а цели консультации пациента или его законного представителя медицинским работником с применением телемедицинских технологий, неясны основания для исключения или изменения действия указанной нормы подзаконным актом временного характера, причем только в отношении медицинских организаций частной системы здравоохранения (подпункт "а" пункта 5 статьи 10 проекта). При этом предлагаемый проектом запрет на финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций частной системы здравоохранения в рамках экспериментального правового режима за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, включая средства обязательного медицинского страхования, не соотносится со статьей 83 Закона N 323-ФЗ, позволяющей указанным организациям работать в системе обязательного медицинского страхования и участвовать в реализации программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Проектируемым новым абзацем пункта 1 статьи 53 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" предусматривается возможность исключения или изменения подзаконным актом временного характера требований о защите оператором связи персональных данных абонента, что не позволяет обеспечить безусловное соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральным законом, и запрета на доступ третьих лиц к такой информации без согласия субъекта персональных данных (часть 2 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ, "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", пункт 11 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных").
С учетом изложенного полагаем, что проектируемые оговорки необходимо конкретизировать, предусмотрев возможность исключения или изменения действия соответствующих положений подзаконным актом временного характера только в той части, в какой это необходимо для установления специального регулирования, учитывающего накопленный опыт и содержание планируемых экспериментальных правовых режимов.
Проектируемая возможность "уточнения" понятийного аппарата Закона N 323-ФЗ, Закона N 196-ФЗ и Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" подзаконным нормативным правовым актом не согласуется с требованиями определенности специального регулирования и минимизации отступлений от общего регулирования (пункты 6 и 7 статьи 4 Закона N 258-ФЗ). Полагаем, что решение о необходимости внесения изменений в общее регулирование, в том числе об уточнении терминологии того или иного законодательного акта, должно приниматься по результатам реализации соответствующих экспериментальных правовых режимов (пункты 1 и 6 статьи 3, части 4 и 7 статьи 18 Закона N 258-ФЗ).
Статья 13 проекта дословно воспроизводит норму части 6 статьи 5 Закона N 258-ФЗ, в связи с чем подлежит исключению.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке. При этом отмечаем, что перечень положений, действие которых может быть исключено или изменено подзаконным актом временного характера, в каждом из изменяемых федеральных законов в целях сохранения их внутренней структуры возможно включить в отдельную статью.
Обращаем внимание также, что предлагаемый срок вступления в силу проектируемого федерального закона (28 января 2021 года) истек.
Исполняющий обязанности |
А.А. Дубровский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.