Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1178499-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 г.
Статьей 1 законопроекта предлагается отменить для несырьевого неэнергетического экспорта установленное Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) требование обязательности репатриации резидентами на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты, причитающейся в соответствии с условиями договоров (контрактов), заключенных между резидентами и нерезидентами, за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (дополнение статьи 19 Закона).
При этом норма об отмене требования о репатриации не будет распространяться на внешнеторговые договоры (контракты), заключенные между резидентами и нерезидентами, предусматривающие передачу резидентами нерезидентам товаров, сумма обязательств по которым определена в иностранной валюте и (или) условиями которых предусмотрена оплата в иностранной валюте, и классифицируемые в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в позициях, относящихся к товарам сырьевого экспорта.
Одновременно с отменой для несырьевого экспорта требования о репатриации иностранной валюты в Российскую Федерацию законопроектом предусматривается возможность зачислять экспортную валютную выручку на счета экспортеров, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации (внесение дополнений в статью 12 Закона).
Также для целей обеспечения получения Центральным банком Российской Федерации данных для макроэкономической статистики и макроэкономического прогнозирования законопроектом дополняется часть 6 статьи 22 Закона новым полномочием Центрального банка Российской Федерации по определению по согласованию с Минфином России и Минэкономразвития России порядка представления в Центральный банк Российской Федерации резидентами, являющимися стороной внешнеторгового договора (контракта), предусматривающего передачу нерезидентам товаров, выполнение для них работ, оказание им услуг, передачу им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, информации о получении ими денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов), либо об ином исполнении или прекращении обязательств нерезидентов по внешнеторговым договорам (контрактам) в случаях и способами, которые разрешены законодательством Российской Федерации, а также об активах и обязательствах, номинированных и (или) подлежащих оплате такими резидентами в иностранной валюте в пользу нерезидента.
Перечень резидентов, обязанных представлять вышеуказанную информацию, будет формироваться Центральным банком Российской Федерации по критериям, определенным Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Минфином России и Минэкономразвития России, и размещаться на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Статья 24 Закона дополняется законопроектом нормой о распространении части 4 статьи 24 Закона также на внешнеторговые договоры (контракты), предусматривающие передачу резидентами нерезидентам товаров, выполнение для нерезидентов работ, оказание нерезидентам услуг, передачу нерезидентам информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, срок действия которых истек до отмены требований, установленных пунктом 1 части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона, но по которым обязательства не были исполнены.
Также законопроект дополняет статью 24 Закона новой частью 5, предусматривающей обязанность резидентов, являющихся стороной внешнеторгового договора (контракта), предусматривающего передачу нерезидентам товаров, выполнение для них работ, оказание им услуг, передачу им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, и включенных в перечень, указанный в части 6 статьи 22 Закона в редакции законопроекта, представлять в Банк России в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации, информацию о получении ими денежных средств от нерезидента, причитающихся в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов), либо об ином исполнении или прекращении обязательств нерезидентов по внешнеторговым договорам (контрактам) в случаях и способами, которые разрешены законодательством Российской Федерации, а также об активах и обязательствах, номинированных и (или) подлежащих оплате такими резидентами в иностранной валюте в пользу нерезидента.
Статьей 2 законопроекта предусматривается, что принимаемый Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2021 г.
При этом положения принимаемого Федерального закона будут также применяться в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), предусматривающих передачу резидентами нерезидентам товаров, выполнение для нерезидентов работ, оказание нерезидентам услуг, передачу нерезидентам информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, условиями которых предусмотрена оплата в иностранной валюте, заключенных до вступления в силу настоящего Федерального закона, но по которым обязательства по оплате в иностранной валюте не были исполнены.
Одновременно нормы принимаемого Федерального закона не будут применяться в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между резидентами, являющимися участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, и нерезидентами.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" не потребуют дополнительных затрат средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" не повлекут за собой отрицательных социально-экономических и иных последствий.
Аналогичные по содержанию законопроекты на рассмотрении палат Федерального Собрания Российской Федерации не находятся.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" не потребуют дополнительных затрат денежных средств из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" не повлечет необходимости принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" не потребуют признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.