Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 18 мая 2021 г. N 5.1-01/1358
по проекту федерального закона N 1075528-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятому Государственной Думой 18 мая 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 1075528-7) был внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы С.И. Неверовым, А.К. Исаевым, М.Б. Терентьевым, сенаторами Российской Федерации А.А. Турчаком, И.Ю. Святенко, М.А. Львовой-Беловой 15 декабря 2020 года, принят Государственной Думой в первом чтении 27 января 2021 года, во втором чтении - 12 мая 2021 года.
Во втором чтении изменено наименование Федерального закона, его текст дополнен положением о сохранении повышения фиксированной выплаты к страховым пенсиям по старости, по инвалидности при выезде лиц, проработавших не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, на новое место жительства за пределы сельской местности после установления указанного повышения; нормой о возможности назначения страховой пенсии по старости в автоматическом режиме лицам, обратившимся с заявлением о назначении пенсии в форме электронного документа с использованием федеральной государственной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", при наличии их согласия, представленного в форме электронного документа, порядке и условиях обращения за назначением страховой пенсии в таком режиме.
Также текст Федерального закона дополнен статьей 5, предусматривающей обязанность Пенсионного фонда Российской Федерации информировать застрахованных лиц, формирующих пенсионные накопления, о суммах средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счёта, правах на выплаты накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты, условия и порядок такого информирования, и статьей 8, устанавливающей право Пенсионного фонда Российской Федерации, его территориальных органов предоставлять одновременно несколько государственных услуг, оказание которых отнесено к полномочиям Пенсионного фонда Российской Федерации, на основании комплексного запроса гражданина.
Федеральный закон направлен на упрощение реализации права граждан на назначение и выплату пенсий, социальных доплат к пенсиям с учётом развития информационных технологий, совершенствование осуществления процедурных действий органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, обеспечение информирования застрахованных лиц о предполагаемом размере страховой пенсии по старости.
Федеральным законом также предусматривается внесение в отдельные законодательные акты Российской Федерации изменений, предусматривающих беззаявительный порядок для:
назначения досрочных пенсий для безработных граждан предпенсионного возраста по предложению органов службы занятости (при наличии согласия безработных граждан на назначение такой пенсии);
установления федеральных и региональных социальных доплат к пенсиям, страховых пенсий по инвалидности, социальных пенсий по инвалидности;
возобновления выплаты накопительной пенсии в случае возобновления срока действия документа, выданного иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение его права на постоянное проживание в Российской Федерации (вида на жительство);
перерасчёта размеров пенсии за выслугу лет и пенсии по инвалидности, установленных гражданам из числа космонавтов, в связи с установлением им I группы инвалидности, либо достижением ими возраста 80 лет.
Кроме того, Федеральным законом предусматривается обязанность Пенсионного фонда Российской Федерации по обеспечению информирования застрахованных лиц начиная с года достижения возраста 45 для мужчин и 40 лет для женщин, не являющихся получателями страховой пенсии по старости, о предполагаемом размере страховой пенсии по старости. Информирование будет осуществляться один раз в три года через личный кабинет застрахованного лица Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) при условии регистрации застрахованного лица в единой системе идентификации и аутентификации. При этом застрахованные лица, не зарегистрированные в единой системе идентификации и аутентификации, по своим обращениям вправе получить в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о предполагаемом размере страховой пенсии по старости. Первое информирование застрахованных лиц 1977 года рождения и старше в отношении мужчин и 1982 года рождения и старше в отношении женщин будет осуществляться Пенсионным фондом Российской Федерации по 31 декабря 2022 года.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон принят по предмету ведения Российской Федерации, установленному пунктом "е" (установление основ федеральной политики в области государственного, социального развития Российской Федерации) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленному пунктом "ж" (социальная защита, включая социальное обеспечение) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон в соответствии с его статьей 10 вступит в силу с 1 января 2022 года.
Реализация Федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Федеральный закон в соответствии с пунктом "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается вопросов финансового регулирования.
Рассмотрение Федерального закона в Совете Федерации должно быть начато не позднее 1 июня 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике И.Ю. Святенко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.