Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по международным делам
на проект федерального закона N 1168313-7 "О денонсации Российской Федерацией Договора по открытому небу"
Досье на проект федерального закона
Комитет по международным делам рассмотрел проект федерального закона N 1168313-7 "О денонсации Российской Федерацией Договора по открытому небу" (далее - Договор), внесенный в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 11 мая 2021 года.
Договор был подписан в г. Хельсинки 24 марта 1992 года в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (с 1995 года - ОБСЕ) и вступил в силу 1 января 2002 года.
За двадцатилетний период действия Договор зарекомендовал себя полезным инструментом укрепления доверия в военной сфере, предоставляя право государствам-участникам (на сегодняшний день это 33 государства) совершать наблюдательные полеты над территориями друг друга в соответствии с согласованными квотами наблюдательных миссий.
Российская Федерация ратифицировала Договор 26 мая 2001 года, рассматривая его как важное юридически обязывающее соглашение, меру укрепления доверия и безопасности в отношениях между государствами-участниками. Выполняя свои обязательства по Договору и действуя строго в рамках его положений, Россия ежегодно принимала и проводила наибольшее количество наблюдательных полетов, первой создала и начала использовать на самолетах открытого неба Ан-30Б, Ту-154 М и Ту-214 ОН цифровую аппаратуру наблюдения.
Вместе с тем ряд государств-участников Договора, в первую очередь США, на протяжении последних лет препятствовали реализации положений Договора в полной мере, создавая российской стороне барьеры на пути его выполнения. В частности, в нарушение Договора США: уменьшали дальность полета над Аляской и Гавайскими островами; ограничивали возможности России по наблюдению за Алеутскими островами; сокращали максимальную дальность полетов, отменив остановки для ночного отдыха российских экипажей на аэродромах дозаправки; затягивали выдачу виз назначенному российскому персоналу в нарушение установленных Договоров сроков; устанавливали ограничения по высоте полета самолета наблюдения, не предусмотренные Договором и противоречащие рекомендациям ИКАО.
США игнорировали предложения российской стороны по урегулированию этих проблем, одновременно настаивая на немедленном удовлетворении своих претензий, ответы на которые давались неоднократно как в рамках Консультативной комиссии по открытому небу (контрольный орган Договора, состоящий из представителей государств-участников), так и в двусторонних контактах, но не были восприняты.
В очередной раз продемонстрировав следование политике разрушения всего комплекса международных договоренностей в сфере контроля над вооружениями и укрепления доверия в военной области, США 22 ноября 2020 года вышли из Договора, коренным образов нарушив заложенный в нем баланс интересов государств-участников и поставив под сомнение возможность дальнейшего соблюдения принципа равенства прав и обязанностей сторон Договора.
Выйдя из Договора, США рассчитывали, что их союзники по НАТО будут препятствовать российским наблюдательным полетам над военными объектами США в Европе, а также делиться с ними своими материалами фотосъемки российской территории. Такая ситуация представляла бы собой грубое нарушение положений Договора и являлась бы абсолютно неприемлемой с точки зрения обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
В сложившихся новых условиях Российской Федерацией были выдвинуты конкретные, соответствующие основополагающим положениям Договора требования по поддержанию его эффективности.
Так, в декабре 2020 года МИД России направил государствам-участникам Договора ноту о необходимости предоставить Российской Федерации до 1 января 2021 года гарантии непередачи государствам, не участвующим в Договоре, информации, полученной в ходе наблюдательных полетов, а также подтвердить возможность беспрепятственного проведения российских наблюдательных полетов над всей территорией государств-участников, включая находящиеся там американские военные объекты.
В связи с отсутствием конструктивных ответов от партнеров по Договору и руководствуясь интересами национальной безопасности, Российская Федерация вынуждена начать внутригосударственные процедуры по выходу из Договора, оставаясь при этом приверженной основополагающей цели укрепления доверия и безопасности в военной области и продолжая рассматривать Договор как важнейшее звено безопасности в Европе.
Решение о денонсации Договора в соответствии со статьей 37 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" подлежит принятию в форме федерального закона.
В связи с изложенным Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 1168313-7 "О денонсации Российской Федерацией Договора по открытому небу".
Председатель Комитета |
Л.Э. Слуцкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.