Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1179311-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (далее - законопроект, проект федерального закона) подготовлен в целях правового урегулирования на законодательном уровне комплекса вопросов, связанных с обеспечением безопасности объектов мобилизационного назначения.
Федеральными законами "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", "Об обороне" и "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрен федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки), одной из основных задач которого являются организация функционирования пунктов управления государством и Вооруженными Силами Российской Федерации, иных специальных объектов мобилизационного назначения, отнесенных к его ведению (далее - специальные объекты), и объектов их инфраструктуры, а также поддержание специальных объектов в готовности к использованию по назначению.
Прежде всего законопроектом предлагается включить обеспечение безопасности объектов мобилизационного назначения в содержание мобилизационной подготовки и мобилизации.
Эффективность решения данных задач напрямую зависит от степени законодательного регулирования вопросов обеспечения безопасности данных объектов, включающих в себя:
1) Полномочия федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки в сфере обеспечения безопасности объектов мобилизационного назначения.
Так, новой проектируемой статьей 24.2 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" устанавливаются полномочия федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации при организации и осуществлении охраны и защиты специальных объектов и объектов их инфраструктуры, обеспечении пропускного и внутриобъектового режимов на этих объектах, в частности:
устанавливать пропускной и внутриобъектовый режимы на специальных объектах и объектах их инфраструктуры, включая перечень вещей (грузов), запрещенных к проносу и провозу на эти объекты;
устанавливать в связи с размещением специальных объектов и объектов их инфраструктуры зоны охраняемого военного объекта, охранные зоны военного объекта, запретные и специальные зоны;
приостанавливать производство работ, осуществление хозяйственной и иной деятельности в пределах зон охраняемого военного объекта, охранных зон военного объекта, запретных и специальных зон, установленных в связи с размещением специальных объектов и объектов их инфраструктуры, до устранения причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности специальных объектов и объектов их инфраструктуры, препятствующих их охране и защите или обеспечению их функционирования;
вносить в государственные органы, органы местного самоуправления, организации, учреждения и общественные объединения обязательные для исполнения представления
об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности специальных объектов и объектов их инфраструктуры;
Кроме того, определены права военнослужащих федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации при осуществлении охраны и защиты специальных объектов и объектов их инфраструктуры, обеспечении пропускного и внутриобъектового режимов на этих объектах.
Проектируемой статьей 24.2 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" также предусматривается полномочие федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки пресекать нахождение беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях охраны объектов мобилизационного назначения, находящихся в его ведении, от противоправных действий (бездействий) и защиты сведений о данных объектах. В этой связи следует иметь в виду наличие аналогичных полномочий у органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, войск национальной гвардии Российской Федерации и Службы внешней разведки Российской Федерации.
2) Порядок и пределы действий сотрудников федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки при осуществлении охраны объектов мобилизационного назначения.
Специфика охраняемых сотрудниками федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки объектов обуславливает необходимость установления оснований, порядка и условий применения оружия, отличного от предусмотренного в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации и Уставе гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации. Необходимо также учитывать, что обеспечение эффективной охраны специальных объектов и объектов их инфраструктуры должно достигаться не только предоставлением права и установления оснований, порядка и условий применения оружия сотрудниками федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки, осуществляющих данную охрану, но и предоставлением им права применения физической силы, специальных средств, боевой и специальной техники, а также регламентацией порядка реализации данного права. Законодательно в настоящее время данные вопросы не урегулированы. В этой связи законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" новой статьей 24.3.
Вопросы оснований, условий и порядка применения оружия, физической силы, специальных средств, боевой и специальной техники военнослужащими федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки, их административные полномочия, реализуемые при осуществлении охраны объектов мобилизационного назначения, необходимы для осуществления эффективной охраны данных объектов, учитывают накопленный опыт и сложившуюся практику, но при этом требуют установления законодательной основы.
3) Защиту информации об объектах мобилизационного назначения, находящихся в ведении федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки;
В целях своевременного выявления возможных угроз собственной безопасности и их нейтрализации и совершенствования кадрового обеспечения законопроектом предлагается усилить требования к военнослужащим, федеральным государственным гражданским служащим и работникам данного органа. Так, граждане Российской Федерации, поступающие на военную службу, на федеральную государственную гражданскую службу или на работу в федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, а также военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие и работники федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации проходят:
а) психофизиологические исследования, тестирования и проверку в целях определения их пригодности к службе или к работе в федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации и соответствия квалификационным требованиям, в том числе с применением технических и иных устройств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде;
б) процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.
Как представляется, реализация предлагаемых изменений позволит усвоить эффективность мобилизационной подготовки, что положительно повлияет на состояние обороноспособности страны.
Принятие проекта федерального закона не повлечет дополнительных расходных обязательств Российской Федерации и будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных на содержание федеральных органов исполнительной власти, и установленной их штатной численности.
Текст проекта федерального закона подготовлен с учетом замечаний, содержащихся в Заключении Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 года N 12777п-П4, поддерживающего законопроект.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных расходов федерального бюджета и будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных на содержание федеральных органов исполнительной власти, и в пределах установленной их штатной численности.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений Федеральный закон "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" потребует:
1) внесения изменений в Положение о Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2017 г. N 651 "Вопросы Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации".
Ответственный исполнитель - ГУ СП.
Срок подготовки проекта указа Президента Российской Федерации - 6 месяцев со дня вступления в силу федерального закона;
2) принятия правового акта Правительства Российской Федерации об утверждении перечня состоящих на вооружении ГУСПа оружия, боеприпасов, боевой и специальной техники, специальных средств.
Ответственный исполнитель - ГУ СП.
Срок подготовки проекта акта Правительства Российской Федерации - 6 месяцев со дня вступления в силу федерального закона;
3) издания нормативных правовых актов ГУСПа, определяющих:
порядок внесения в органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения обязательных для исполнения представлений об устранении причин и условий, порождающих угрозу безопасности объектов мобилизационного назначения, находящихся в ведении ГУСПа, и полномочия должностных лиц ГУСПа по их внесению;
порядок приостановления производства работ, осуществления хозяйственной и иной деятельности на прилегающих к объектам мобилизационного назначения, находящимся в ведении ГУСПа, территориях до устранения причин и условий, порождающих угрозу безопасности объектов мобилизационного назначения либо препятствующих их охране или поддержанию необходимых условий для их функционирования, а также перечень должностных лиц ГУСПа, уполномоченных осуществлять такую приостановку;
перечень вещей (грузов), запрещенных к проносу и провозу на охраняемые объекты мобилизационного назначения, находящиеся в ведении ГУСПа;
требования к антитеррористической защищенности объектов мобилизационного назначения, находящиеся в ведении ГУСПа, и форму паспорта безопасности таких объектов;
порядок организации профессиональной, командирской и боевой подготовки военнослужащих ГУСПа;
порядок принятия решения о пресечении нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях охраны объектов мобилизационного назначения, находящихся в ведении ГУСПа, от противоправных действий (бездействий) и защиты сведений о данных объектах, а также перечень должностных лиц ГУСПа, уполномоченных на принятие такого решения;
порядок специальной подготовки, а также периодической проверки на профессиональную пригодность военнослужащих ГУСПа к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники, и на умение оказывать первую помощь пострадавшим в результате их применения;
порядок выдачи, ношения и хранения оружия и специальных средств военнослужащими ГУСПа;
перечень документов и материалов, содержащих сведения в сфере обеспечения безопасности объектов мобилизационного назначения, находящихся в ведении ГУСПа, и подлежащих в этой связи хранению в архиве ГУСПа;
порядок, случаи и сроки проведения в отношении граждан Российской Федерации, поступающих на военную службу, на федеральную государственную гражданскую службу или на работу в ГУ СП, а также в отношении военнослужащих и гражданского персонала ГУСПа психофизиологических исследований, тестирований на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ, наличия у них алкогольной, наркотической или иной токсической зависимости, проверки в целях определения их пригодности к службе или к работе в ГУСПе и соответствия квалификационным требованиям;
порядок размещения военнослужащими и гражданским персоналом ГУСПа своих персональных данных в социальных сетях, блогах (микроблогах) и иных сетевых сообществах информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Ответственный исполнитель - ГУ СП.
Срок подготовки - 4 месяца со дня вступления в силу федерального закона;
4) издания правовых актов федеральных органов исполнительной власти, определяющих перечень объектов мобилизационного назначения, находящихся в их ведении.
Ответственные исполнители - федеральные органы исполнительной власти.
Срок подготовки - 4 месяца со дня вступления в силу федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.