Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1179766-7 "О прямых смешанных (комбинированных) перевозках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
1. Общие характеристики проекта акта
Проект федерального закона "О прямых смешанных (комбинированных) перевозках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" разработан в соответствии со статьей 788 Гражданским кодексом Российской Федерации и поручением Президента Российской Федерации от 25 октября 2017 г. N Пр-2165 ГС (в части внесения изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на развитие мультимодальных пассажирских перевозок).
2. Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования
Предлагаемые проектом федерального закона изменения не требуют проведения анализа правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования.
3. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта
Основание предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
Гражданским кодексом Российской Федерации закреплены основные условия перевозки в прямом смешанном (комбинированном) сообщении:
участие в перевозочном процессе двух или более видов транспорта;
перевозка осуществляется по единому транспортному документу.
На сегодняшний день для перевозки по маршруту, предполагающему участие нескольких видов транспорта, необходимо оформление билета или накладной в каждом сегменте перевозки по правилам, действующим на соответствующем виде транспорта.
Кроме того, вопросы, связанные с осуществлением и организацией перевозок, в том числе условия и порядок заключения договоров, определяющих взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа в прямом смешанном (комбинированном) сообщении, отнесены Гражданским кодексом Российской Федерации к предмету регулирования отдельного законодательного акта (статьи 784 и 788 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отдельные вопросы, связанные с перевозками в прямом (смешанном) сообщении, нашли отражение в некоторых транспортных уставах и кодексах, но характер содержащихся в них норм о перевозках в прямом смешанном сообщении, не позволяет говорить об их системности и способности играть роль правовых основ в области перевозок в прямом смешанном (комбинированном) сообщении. Действующие нормативные акты регламентируют отдельные аспекты прямых смешанных перевозок грузов (преимущественно в железнодорожном и водном сообщении). В действующих в настоящее время документах отсутствуют положения о взаимодействии транспортных организаций по организации перевозок в прямом смешанном (комбинированном) сообщении и правил определения ответственности транспортных организаций перед клиентами.
Согласно статье 788 Гражданского кодекса Российской Федерации взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение), а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках.
В связи с этим проектом федерального закона предусматривается формирование правовых основ осуществления перевозок пассажиров и грузов разными видами транспорта по единому перевозочному документу (единый билет для перевозок пассажиров; единая накладная для перевозок грузов), включая основные положения о порядке взаимодействия между транспортными организациями разных видов транспорта при осуществлении ими прямых смешанных перевозок.
Так, проектом федерального закона предусмотрены положения о заключении соглашений между транспортными организациями по вопросам их взаимодействия при осуществлении перевозок в прямом смешанном сообщении пассажиров, багажа, грузов, в том числе вопросам распределения их ответственности за причинение вреда грузоотправителю/грузополучателю.
4. Оценка эффективности предлагаемых решений и прогноз социально-экономических, финансовых и иных последствий
Проект федерального закона направлен на обеспечение системного регулирования основных отношений между транспортными организациями в части налаживания взаимодействия различных видов транспорта для своевременного и качественного обеспечения потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках в прямом смешанном сообщении пассажиров, багажа, грузов, создания условий для развития экономики и обеспечения единого экономического пространства на территории Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона определит существенные условия взаимодействия транспортных организаций при перевозках в прямом смешанном (комбинированном) сообщении, четко очертить круг их взаимных прав, обязанностей.
Кроме того, в результате реализации на практике положений, содержащихся в проекте федерального закона, будут устранены логистические ограничения при перевозках разными видами транспорта, а также созданы условия для:
повышения доступности услуг по перевозкам в прямом смешанном (комбинированном) сообщении;
сокращения сроков доставки и потребительских затрат на перевозку в прямом смешанном сообщения;
повышения темпов формирования и развития транспортных коридоров;
повышения мобильности населения и транспортной доступности отдаленных регионов страны.
5. Прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также сведения о государственной программе Российской Федерации, для реализации которой принимаются эти решения либо к сфере реализации которой они относятся, или сведения об отсутствии влияния предлагаемых решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации
Проект федерального закона не связан с целями государственных программ Российской Федерации.
6. Оценка регулирующего воздействия
В соответствии с Правилами проведения федеральными органами исполнительной, власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, проект федерального закона и сводный отчет к нему были размещены для публичного обсуждения на Едином портале раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (www.regulation.gov.ru) в период с 26 ноября 2018 г. по 14 декабря 2018 г.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" проект федерального закона был размещен для проведения независимой антикоррупционной экспертизы на Едином портале раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (www.regulation.gov.ru) в период с 26 ноября 2018 г. по 14 декабря 2018 г.
Получено заключение независимого эксперта.
7. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Реализация на практике положений проекта федерального закона не потребует увеличения численности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, изменения объема их полномочий и (или) компетенции, а также выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов.
8. Соответствие проекта акта положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Социально-экономическими последствиями в результате реализации положений проекта федерального закона является выполнение следующих задач скоординированной (согласованной) транспортной политики, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.:
создание общего рынка транспортных услуг;
интеграция транспортных систем государств-членов Евразийского экономического союза в мировую транспортную систему;
эффективное использование транзитного потенциала государств-членов Евразийского экономического союза;
повышение качества транспортных услуг;
обеспечение безопасности на транспорте;
снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду и здоровье человека;
формирование благоприятного инвестиционного климата.
9. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта обязательных требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предлагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения
В проекте федерального закона обязательные требования отсутствуют.
Финансово-экономическое обоснование к Федеральному закону "О прямых смешанных (комбинированных) перевозках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О прямых смешанных (комбинированных) перевозках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и его реализация не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О прямых смешанных (комбинированных) перевозках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О прямых смешанных (комбинированных) перевозках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет необходимости признания утратившими силу приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О прямых смешанных (комбинированных) перевозках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О прямых смешанных (комбинированных) перевозках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Принятие федерального закона "О прямых смешанных (комбинированных) перевозках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует принятия следующих нормативных правовых актов:
N |
Наименование нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти |
Основание необходимости подготовки |
Срок подготовки |
Краткое описание акта (цель, предмет, содержание правового регулирования) |
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку (головной исполнитель, соисполнители) |
1. |
Приказ Минтранса России "Об утверждении формы единого транспортного документа, в том числе в электронном виде, удостоверяющего заключение договора прямой смешанной перевозки груза и единых требований к оформлению единого транспортного документа" |
6 месяцев |
Утверждение: формы единого транспортного документа, в том числе в электронном виде, удостоверяющего заключение договора прямой смешанной перевозки груза; единых требований к оформлению единого транспортного документа |
Минтранс России |
|
2. |
Приказ Минтранса России "Об утверждении формы единого транспортного документа, в том числе в электронном виде, удостоверяющего заключение договора прямой смешанной перевозки пассажира, багажа и единых требований к оформлению единого транспортного документа и проверки его действительности (валидации)" |
6 месяцев |
Утверждение: формы единого транспортного документа, в том числе в электронном виде, удостоверяющего заключение договора прямой смешанной перевозки пассажира, багажа; единых требований к оформлению единого транспортного документа и проверки его действительности (валидации) |
Минтранс России |
|
3. |
Приказ Минтранса России "Об утверждении Порядка представления перевозчиком открытых данных, подлежащих предоставлению в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона "О прямых смешанных (комбинированных) перевозках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", включая сроки представления и обновления открытых данных, требования к мониторингу и контролю за соблюдением порядка предоставления открытых данных" |
6 месяцев |
Утверждение Порядка представления перевозчиком открытых данных, подлежащих предоставлению в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона "О прямых смешанных (комбинированных) перевозках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", включая сроки представления и обновления открытых данных, требования к мониторингу и контролю за соблюдением порядка предоставления открытых данных |
Минтранс России |
|
4. |
Приказ Минтранса России "Об утверждении перечня допускаемых для перевозок в прямом смешанном сообщении продовольственных и скоропортящихся грузов, опасных грузов или грузов, которые должны сопровождать представители грузоотправителей, грузополучателей, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта" |
6 месяцев |
Утверждение перечня допускаемых для перевозок в прямом смешанном сообщении продовольственных и скоропортящихся грузов, опасных грузов или грузов, которые должны сопровождать представители грузоотправителей, грузополучателей, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта |
Минтранс России |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.