Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1180509-7 "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О рекламе" и статью 67 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О рекламе" и статью 67 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" подготовлен в целях уточнения условий распространения рекламы лекарственных средств.
В настоящее время действующим законодательством установлен ряд требований, предъявляемых к рекламе лекарственных средств. Так, согласно статье 24 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" реклама лекарственных средств не должна обращаться к несовершеннолетним, содержать выражение благодарности физическим лицам в связи с использованием объекта рекламирования, способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования, создавать впечатление ненужности обращения к врачу. При этом реклама лекарственных средств никак не ограничена ни на телевидении, ни на радио. Вместе с тем, именно телевидение и радио являются самыми популярными источниками информации о лекарственных средствах.
Несмотря на то, что реклама лекарственных препаратов сопровождается предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получению консультации специалистов, граждане зачастую не обращают внимание на эти сообщения, когда необходимо срочное устранение боли при помощи лекарств. Так происходит ввиду того, что навязчивая реклама лекарственных средств содержит сообщения о моментальном исцелении и способствует созданию у человека впечатления, что лекарство способно вылечить проявление недомоганий и без обращения к врачу. Итогом такой рекламы является то, что человек приобретает лекарство не по назначению или совета врача, а по рекомендации рекламодателя.
Согласно открытым источникам информации, почти все россияне, которые занимаются самолечением, умирают из-за неправильного применения лекарственных средств. В год таких лиц насчитывается около 55 тысяч человек. По данным Всемирной организации здравоохранения, самолечение является одной из главных причин смертности в мире и занимает пятое место, уступая травмам, заболеваниям системы кровообращения, онкологическим и пульмонологическим болезням. Представляется, что, обратив внимание именно на рост смертности из-за самолечения, многими зарубежными странами приняты ограничительные меры по распространению информации о лекарственных средствах в СМИ. Так, например, в Канаде введен запрет рекламы лекарственных препаратов на телевидении и радио, а в Швейцарии вовсе запрещена любая реклама лекарственных препаратов.
На основании изложенного, законопроектом предусматривается установление запрета на рекламу лекарственных средств в теле- и радиопрограммах.
Как представляется, такой запрет будет способствовать тому, что граждане вместо самолечения и покупки неограниченного количества лекарств, которые зачастую не оказывают лечебного воздействия, будут более ответственно относиться к своему здоровью, не будут тратить денежные средства на лекарства впустую. Также полагаю, что эта мера позволит существенно снизить смертность от самолечения.
Принятие законопроекта позволит гражданам эффективно реализовать их право на охрану здоровья, гарантированное Конституцией Российской Федерации, а также снизить цены на лекарственные средства ввиду отсутствия затрат производителей на рекламу.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О рекламе" и статью 67 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О рекламе" и статью 67 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" не потребует дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О рекламе" и статью 67 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О рекламе" и статью 67 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" не потребует признания утратившими силу, приостановления, дополнения, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.