Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 19 мая 2021 г. N 3.8-03/2448
на проект федерального закона N 1114362-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (проект N 1114362-7) (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 19 мая 2021 года.
Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 18 февраля 2021 года с наименованием "О внесении изменений в статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в части применения пониженного тарифа страхового взноса для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий" и принят 20 апреля 2021 года в первом чтении, 19 мая 2021 года - во втором и в третьем чтениях. В ходе рассмотрения проекта Федерального закона Государственной Думой во втором чтении приняты поправки сенаторов Российской Федерации В.И. Матвиенко, А.А. Турчака и И.Ю. Святенко, направленные на реализацию задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года.
Федеральный закон направлен на усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в государственной поддержке, и позволит улучшить материальное положение семей с детьми в случае заболевания ребенка.
Федеральным законом вносятся изменения в федеральные законы от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ), от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ), от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ), от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) и от 30 апреля 2021 года N 126-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования".
Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон N 81-ФЗ, в соответствии с которыми устанавливаются порядок и условия назначения и выплаты с 1 июля 2021 года новых пособий:
ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности (до двенадцати недель) (далее - пособие в связи с беременностью);
ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет (далее - пособие на ребенка).
Право на пособие в связи с беременностью, имеют женщины со сроком беременности шесть и более недель, вставшие на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель), и размер среднедушевого дохода семей которых не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации по месту их жительства (пребывания) или фактического проживания, установленную в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (далее - Закон о прожиточном минимуме) на дату обращения за назначением пособия.
Пособие в связи с беременностью назначается Пенсионным фондом Российской Федерации при условии наличия у женщины беременности сроком не менее двенадцати недель и выплачивается за период, начиная с месяца постановки ее на учет в медицинской организации, но не ранее наступления шести недель беременности, до месяца родов, прерывания беременности - в случае ее обращения за указанным пособием в течение тридцати дней со дня постановки на учет в медицинской организации; и за период начиная с месяца ее обращения за назначением указанного пособия, но не ранее наступления шести недель беременности, до месяца родов, прерывания беременности - в случае ее обращения за указанным пособием по истечении тридцати дней со дня постановки на учет в медицинской организации.
Размер пособия в связи с беременностью составляет 50 процентов величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с Законом о прожиточном минимуме на дату обращения за его назначением. В 2021 году в среднем по стране размер пособия в связи с беременностью составит 6 350 рублей.
Право на пособие на ребенка имеют единственный родитель детей в возрасте от восьми до шестнадцати лет включительно или родители (законные представители) таких детей, в отношении которых должна на основании судебного решения осуществляться уплата алиментов, и среднедушевой доход семей которых не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Законом о прожиточном минимуме на дату обращения за назначением указанного пособия.
В случае наличия в семье нескольких детей этого возраста пособие на ребенка выплачивается на каждого из них.
Пособие на ребенка выплачивается со дня достижения им возраста восьми лет, если обращение за его назначением последовало не позднее шести месяцев со дня достижения ребенком такого возраста, но не ранее чем с 1 июля 2021 года. В остальных случаях пособие на ребенка выплачивается со дня обращения за его назначением. Выплата пособия на ребенка прекращается по достижении ребенком возраста семнадцати лет.
Пособие на ребенка устанавливается на двенадцать месяцев. Назначение указанного пособия в очередном году осуществляется по истечении двенадцати месяцев со дня предыдущего обращения.
Размер пособия на ребенка составляет 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с Закон о прожиточном минимуме на дату обращения за назначением указанного пособия. В среднем по стране размер пособия на ребенка в 2021 году составит 5 650 рублей.
Размеры пособий подлежат перерасчету с 1 января года, следующего за годом обращения за его назначением, исходя из ежегодного изменения величин прожиточного минимума соответственно трудоспособного населения и для детей.
Порядок и условия назначения и выплаты пособий, требования к составу семьи и перечню видов дохода, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, а также перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанных пособий, и формы заявлений об их назначении будут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Установление пособия в связи с беременностью упраздняет действующее единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель), и внесением изменений в Федеральный закон N 165-ФЗ оно исключается из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, осуществляемых за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Средства на выплату пособия в связи с беременностью и пособия на ребенка будут предоставляться за счет соответствующих межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации и предположительно составят в 2021 году 15,84 млрд рублей на пособие в связи с беременностью и 27,3 млрд рублей на пособие на ребенка.
В части изменений, вносимых в Федеральный закон N 255-ФЗ, предусматривается увеличение с 1 сентября 2021 года размера пособий по временной нетрудоспособности при осуществлении ухода за больным ребенком в возрасте до 7 лет включительно до 100 процентов среднего заработка застрахованного лица, независимо от страхового стажа.
Одновременно Федеральным законом вносятся технические изменения, направленные на изменение порядка и условий назначения и выплаты пособия в связи с беременностью. Аналогичные изменения вносятся в Федеральный закон от 30 апреля 2021 года N 126-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования".
Дополнительные расходы на указанные пособия при осуществлении ухода за больным ребенком будут осуществляться за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации и федерального бюджета по предварительным расчетам на 2021 год в объемах 0,5 млрд рублей и 0,9 млрд рублей соответственно.
Также Федеральным законом приводятся в соответствие положения Федерального закона N 167-ФЗ с действующими положениями статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающими предоставление с 2021 года и на бессрочный период пониженного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 6,0 процентов.
Установление указанного пониженного тарифа страхового взноса на обязательное пенсионное страхование предложено Президентом Российской Федерации в Обращении "К гражданам России" 23 июня 2020 года в качестве мер поддержки IT-отрасли и распространяется на российские организации, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, базы данных, а также на российские организации, осуществляющие деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений вступающих в силу с 1 июля 2021 года в части пособий в связи с беременностью и пособий на ребенка, и с 1 сентября 2021 года в части пособий по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком. Действие положений Федерального закона распространятся на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года, в части уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам и Комитет Совета Федерации по экономической политике (комитеты-соисполнители) рекомендуют одобрить Федеральный закон.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
И.Ю. Святенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.