Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по аграрным вопросам
на проект федерального закона N 1036050-7 "О внесении изменений в статью 78 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 114 Лесного кодекса Российской Федерации"
(в части уточнения условий осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на отдельных земельных и лесных участках)
внесен депутатами Государственной Думы В.М. Резником, Н.П. Николаевым, Е.С. Москвичевым, Р.Г. Шайхутдиновым, М.И. Щаблыкиным, А.Н. Ищенко, Н.С. Валуевым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам рассмотрел проект федерального закона N 1036050-7 "О внесении изменений в статью 78 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 114 Лесного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения условий осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на отдельных земельных и лесных участках), внесенный депутатами Государственной Думы В.М. Резником, Н.П. Николаевым, Е.С. Москвичевым, Р.Г. Шайхутдиновым, М.И. Щаблыкиным, А.Н. Ищенко, Н.С. Валуевым и отмечает следующее.
Согласно пояснительной записке проект федерального закона "О внесении изменений в статью 78 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 114 Лесного кодекса Российской Федерации" разработан в целях обеспечения возможности осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на отдельных земельных и лесных участках.
Из взаимосвязи норм частей 3 и 4 статьи 78 действующей редакции Земельного кодекса Российской Федерации допускается использование земель сельскохозяйственного назначения для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства при условии их расположения на расстоянии не ближе тридцати километров от границ сельских населенных пунктов.
В силу особой ценности земель сельскохозяйственного назначения и в целях сохранения их целевого использования, действующее законодательство предусматривает ограничения их в обороте, в том числе для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства.
Законопроектом предлагается разрешить в зеленых зонах и на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, осуществлять виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства, которые не влекут за собой проведение рубок лесных насаждений или создание объектов охотничьей инфраструктуры.
Согласно пояснительной записке, принятие предлагаемых изменений направлено на устранение ограничений охотпользователей-юридических лиц и охотников - граждан на осуществление охотхозяйственной деятельности на земельных участках сельхозназначения. При этом автор законопроекта ссылается на судебную практику об исключении из охотничьих угодий отдельных земельных участков сельхозназначения, в качестве примера приводит Решение Арбитражного суда Приморского края от 04.02.2020 г.
Между тем, Комитет отмечает следующее.
Охота является деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, в связи с чем осуществление охотхозяйственной деятельности в непосредственной близости от населенных пунктов, в том числе и на землях сельскохозяйственного назначения, без дополнительных требований по безопасности, создает не просто риски для граждан, а угрозу их жизни и здоровью, нарушению безопасности при производстве сельскохозяйственных работ, работ по сооружению и обслуживанию гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, подземных трубопроводов.
От несчастных случаев на охоте в России ежегодного погибает более 50 человек. В качестве причин установлены следующие: стрельба по движущимся целям, контуры которых не были определены как дикие звери, неосторожное обращение с оружием и так далее. Как правило, все эти случаи произошли в лесных местах, то есть местах с ограниченной видимостью, и расположенных в непосредственной близости к населенным пунктам, то есть часто посещаемых местными жителями. Согласно официальным данным МВД России, в 2014 году совершено 257 преступлений, совершенных с применением зарегистрированного охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного и комбинировано оружия, 59 преступлений с использованием охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом, в 2015 году количество совершенных преступлений увеличилось, так с применением зарегистрированного огнестрельного гладкоствольного оружия - 349 преступлений, с нарезным стволом -89. Как мы видим количество преступлений, совершенных с применений зарегистрированного охотничьего оружия растет. Однако, надо учитывать, что указанная статистика приведена по раскрытым преступления, которые совершены исключительно с применением зарегистрированного оружия. Таким образом, мы может только догадываться о количестве совершенных преступлений, совершенных с применением незарегистрированного оружия и о количестве преступлений, которые еще не раскрыты.
Полагаем, в целях максимального исключения угрозы жизни и здоровью людей, домашних и сельскохозяйственных животных и птиц, предусмотреть запрет осуществлять деятельность в сфере охотничьего хозяйства на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на расстоянии не ближе пяти километров от границ сельских населенных пунктов.
Кроме того, приводя пояснительной записке к законопроекту в обоснование предлагаемых изменений судебную практику (решение Арбитражного суда Приморского края от 04.02.2020 г.) об исключении из охотничьих угодий отдельных земельных участков сельхозназначения, авторы законопроекта не учитывают иную многочисленную судебную практику, в том числе Определение Конституционного суда РФ от 29.09.2020 г. N 2172-О, Постановления Верховного суда РФ N А76-8574/2018, N 38-АПГ17-13 и тд., согласно которой суды приходили к выводу о признании заключенных охотничьих соглашений недействительными, противоречащими требованиям Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в части, касающейся включения в состав охотничьих угодий земельных участков, находящихся в собственности землепользователей, без согласования с ними и без установления соответствующего обременения.
Указанная судебная практика направлена на восстановление прав собственников земельных участков из земель сельхозназначения, расположенных в охотничьих угодьях, осуществляющих на них сельскохозяйственную деятельность, от уничтожения посева, сбора урожая и т.д. (затаптывание, поезд транспорта, колеи), поскольку осуществление охотничьей деятельности препятствуют приоритету использования участка в соответствии с его целевым предназначением - для сельскохозяйственного производства и осуществлению его особой охраны.
Полагаем, помимо указанного, необходимо запретить осуществление охотхозяйственной деятельности, на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности граждан, КФХ или юридических лиц, либо предоставленных им в аренду и использующих указанные земельные участки в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам не поддерживает проект федерального закона N 1036050-7 "О внесении изменений в статью 78 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 114 Лесного кодекса Российской Федерации", и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.