Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
(седьмого созыва)
на проект федерального закона N 1036050-7 "О внесении изменений в статью 78 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 114 Лесного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения условий осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на отдельных земельных и лесных участках),
внесенный депутатами Государственной Думы В.М. Резником, Н.П. Николаевым, Е.С. Москвичевым и др.
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 1036050-7 "О внесении изменений в статью 78 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 114 Лесного кодекса Российской Федерации", и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается обеспечить возможность осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на отдельных земельных и лесных участках.
В последние годы формируется негативная практика изъятия земельных и лесных участков из охотхозяйственного оборота, в связи с тем, что при разработке отдельных норм земельного, лесного законодательства вопросы ведения охотничьего хозяйства не учитываются должным образом.
В ходе внесения в 2016 году изменений в Земельный кодекс в части совершенствовании порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства, были внесены изменения в статью 78 Земельного кодекса, запрещающие использование для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на расстоянии не более 30 километров от границ сельских населенных пунктов.
Учитывая, что в действующей системе российского законодательства право пользования животным миром отделено от права пользования землей и другими природными ресурсами, очевидно, что указанные изменения не имели цели ограничить охотхозяйственную деятельность на сельскохозяйственных землях. Исторически в России, как и в других странах, где разрешена охота, охота на сельскохозяйственных землях, специально не огороженных от диких зверей, велась всегда.
Однако, на основании указанной нормы, суды начали принимать решения об исключении из охотничьих угодий отдельных земельных участков сельхозназначения, что, в свою очередь, влечет невозможность осуществления на таких земельных участках охотхозяйственной деятельности, включая охоту. Развитие данной тенденции может в обозримой перспективе повлечь полное прекращение охоты и охотхозяйственной деятельности (включая проведение учетов, биотехнических мероприятий, ведение вольерных хозяйств и др.) в большинстве регионов центральной и южной частей Российской Федерации.
Также в 2019 году в Лесной кодекс вносились изменения в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением сохранения лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий. Указанными изменениями предусмотрен запрет осуществления охотхозяйственной деятельности на лесных участках "зеленых зон". В отличие от лесов лесопарковых зон (то есть лесов, используемых в целях организации отдыха населения), леса "зеленых зон" выполняют функцию защиты природных объектов и выделяются решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации в целях обеспечения защиты населения от воздействия неблагоприятных явлений природного и техногенного происхождения. Введение дополнительных ограничений на хозяйственную деятельность в зеленых зонах защитных лесов вызвано необходимостью предотвратить их вырубку, однако, очевидно, что данные ограничения не относятся к видам деятельности в сфере охотничьего хозяйства, которые не связаны с вырубкой лесных насаждений (охота, биотехнические мероприятия, учеты, и тд.) либо созданием объектов охотничьей инфраструктуры.
Более того, в создаваемых зеленых зонах, охотничьи хозяйства функционировали до внесения указанных изменений в Лесной кодекс, это касается хозяйств Московской, Брянской, Нижегородской, Костромской, Курганской, Ярославской, Амурской областях и ряда других субъектов Российской Федерации, которые занимают площадь порядка 2,5 млн. гектар охотничьих угодий, в связи с чем упомянутый запрет ограничивает права юридических лиц - охотпользователей и граждан - охотников.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 114 Лесного кодекса, уточнив, что в лесах зеленых зон запрещается ведение только тех видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, которые влекут за собой проведение рубок лесных насаждений либо создание объектов охотничьей инфраструктуры.
Следует подчеркнуть, что земли сельскохозяйственного назначения, как и лесные участки являются средой обитания диких животных. Отсутствие комплексных мероприятий в сфере охотничьего хозяйства на указанных территориях (охота, пользовательский учет, биотехнические мероприятия, регулирование численности и т.д.) будет неминуемо вести к распространению заболеваний животных, нарушению баланса популяций, снижению биоразнообразия и к неконтролируемому браконьерству.
Охота как основной регулируемый вид деятельности в сфере охотничьего хозяйства не оказывает негативного влияния на окружающую среду и не может быть отнесена к интенсивной хозяйственной деятельности. При осуществлении охоты использование земельных и лесных участков осуществляется способами, которые не требуют проведения рекультивационных и/или лесовосстановительных мероприятий, охота не оказывает негативного воздействия на режим лесопользования и на качественные характеристики сельскохозяйственных земель.
Таким образом, действующие законодательные запреты на ведение охотхозяйственной деятельности на упомянутых земельных и лесных участках носят явно избыточный и необоснованный характер.
Комитет в целом поддерживает предлагаемую концепцию законопроекта.
Ранее законопроект уже рассматривался Комитетом и было принято решение рекомендовать авторам изменить текст законопроекта в связи с поступившими замечаниями.
Законопроект в доработанной редакции поддержан профильными федеральными органами исполнительной власти, в том числе Минприроды России и Минсельхозом России. На законопроект подготовлен положительный проект официального отзыва Правительства Российской Федерации.
С учетом изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 1036050-7 "О внесении изменений в статью 78 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 114 Лесного кодекса Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.