Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1179641-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
По итогам 2020 года объем производства товарной аквакультуры лососевых видов рыб в Российской Федерации составил 116,2 тысяч тонн. С 2013 по 2020 годы объемы аквакультуры лососевых выросли с 38,8 до 116,2 тыс. тонн.
Объем производства форели за 2020 год составил 65 тыс. тонн (57,8 тыс. тонн в 2019 году). Это наиболее быстро развивающееся направление отечественного рыбоводства. Быстрые темпы развития связаны с введением нашей страной в 2014 году ответных мер на санкции в отношении Российской Федерации. Запрет на импорт рыбы и рыбной продукции из стран Евросоюза и Королевства Норвегии привел к быстрому росту этого сектора экономики.
Вместе с тем, налоговое законодательство Российской Федерации использует дифференцированный подход при определении ставок налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в отношении некоторых видов водных биологических ресурсов.
Так подпунктом 1 пункта 2 и пунктом 3 статьи 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогообложение производителей рыбы разделено на 2 группы:
- по ставке 10% НДС при реализации рыбы живой не ценных пород, а также морской форели;
- по ставке 20% НДС при реализации ценных пород (белорыбицы, лосося балтийского и дальневосточного, осетровых, семги, нельмы, кеты, чавычи, кижуча, муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира, а также форели (за исключением морской).
Таким образом, форель морская облагается по ставке 10% НДС, а форель пресноводная - 20% НДС.
Данное обстоятельство создает дополнительную финансовую нагрузку на рыбоводные хозяйства, осуществляющих разведение пресноводной форели и негативно отражается на развитии товарного рыбоводства пресноводной форели.
Также для племенных хозяйств, включая форелеводческие, при реализации племенного рыбопосадочного материала применяется ставка НДС в размере 20%, так как данная продукция реализуется исключительно в живом виде, в то время как подпунктом 35 пункта 3 статьи 149 НК РФ операции по реализации племенного рогатого скота, племенных свиней, племенных овец, племенных коз, племенных лошадей, племенной птицы (племенного яйца) и половых продуктов племенных сельскохозяйственных животных не подлежат налогообложению.
Таким образом, отсутствует единый подход к племенным хозяйствам по предоставлению налоговых льгот при реализации племенной продукции животноводства и рыбоводства.
Ставка НДС в размере 20% на живую форель не соответствует мировым стандартам, лишает племенные форелеводческие предприятия возможности развиваться и конкурировать с иностранными производителями, приводит к необоснованному сдерживанию развития отрасли и стимулированию импорта.
Не смотря на высокие темпы роста производства форели в Российской Федерации, объемы импорта также велики. Объем импорта форели в Россию за 2019 год составил 26,96 тыс. тонн. Цена производимой в России форели в значительно выше импортной, из-за чего цена отечественной форели на рынке становится менее конкурентоспособной.
Для снижения финансовой нагрузки на форелевые хозяйства и реализации политики импортозамещения разработан проект Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
Проектом предлагается применить одинаковый подход к налогообложению как морской, так и пресноводной форели, применив к ним налоговую ставку в размере 10% НДС.
Также предлагается включить в перечень племенной продукции, реализация которой не подлежит налогообложению икру рыбоводную, молодь рыбы и живую рыбу, являющуюся продукцией рыбоводства, которые используются для селекционных целей, целей воспроизводства объектов аквакультуры с высокими племенными и продуктивными качествами, сохранения водных биологических ресурсов.
Принятие данного законопроекта позволит урегулировать последствия введенных с 1 января 2019 года изменений порядка уплаты НДС плательщиками ЕСХН в отдельных отраслях сельского хозяйства и создать налоговые стимулы для развития племенных форелеводческих хозяйств и отечественного товаропроизводителя.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации вносится с целью унификации подходов к налогообложению различных позиций продукции рыбной продукции и продукции племенных хозяйств.
Подпунктом 1 пункта 2 и пунктом 3 статьи 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогообложение производителей рыбы разделено на 2 группы:
- по ставке 10% НДС при реализации рыбы живой не ценных пород, а также морской форели;
- по ставке 20% НДС при реализации ценных пород (белорыбицы, лосося балтийского и дальневосточного, осетровых, семги, нельмы, кеты, чавычи, кижуча, муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира, а также форели (за исключением морской).
Таким образом, форель морская облагается по ставке 10% НДС, а форель пресноводная по ставке 20% НДС.
Данные нормы не в полной мере учитывают отраслевые особенности деятельности отдельных категорий сельскохозяйственных производителей, что привело к увеличению финансовой и административной нагрузки.
Что касается сумм уплаченного налога на добавленную стоимость по кодам классификатора продукции в 2019 году было уплачено:
- 03.12.12.124 Форель ручьевая и озерная живая - 5 007 рублей;
- 03.22.10.250 Форель радужная живая, являющаяся продукцией рыбоводства (20% НДС) - 42 225 109,16 рублей;
- 03.22.20.250 (10% НДС) Форель радужная свежая или охлажденная, являющаяся продукцией рыбоводства - 396 187 044,4 рублей:
В 2020 году:
- 03.12.12.124 Форель ручьевая и озерная живая - 1 068 рублей;
- 03.22.10.250 Форель радужная живая, являющаяся продукцией рыбоводства (20% НДС) - 31 300 734,3 рублей;
- 03.22.20.250 (10% НДС) Форель радужная свежая или охлажденная, являющаяся продукцией рыбоводства 471 190 663,6 рублей.
Таким образом, доля торговых операций по продаже продукции форели ручьевой, озерной и радужной в живом виде в более чем 10 раз ниже аналогичных операций в отношении свежей или охлажденной форели.
В случае принятия проекта Федерального закона о внесении изменений в Кодекс, планируемый суммарный объем выпадающих доходов бюджета Российской Федерации составит от 15 до 21 млн. рублей в год.
Принятие проекта Федерального закона позволит использовать единый принцип налогообложения различных видов продукции предприятий аквакультуры, осуществляющих товарное выращивание форели и направить высвобождаемые средства на развитие и покрытие иных расходов.
Также проектом Федерального закона предлагается внести изменения в части формирования единого подхода к племенным хозяйствам по предоставлению налоговых льгот при реализации племенной продукции животноводства.
Проектом предлагается включить племенные рыбоводные хозяйства в перечень, установленный подпунктом 35 пункта 3 статьи 149 Кодекса, согласно которому от налогообложения освобождаются на территории Российской Федерации операции по реализации племенного рогатого скота, племенных свиней, племенных овец, племенных коз, племенных лошадей, племенной птицы (племенного яйца) и половых продуктов племенных сельскохозяйственных животных.
В настоящее время племенная рыба (оплодотворенная икра, рыбопосадочный материал) реализуется исключительно в живом виде и подлежит налогообложению по налоговой ставке 20%.
Принятие данного законопроекта позволит урегулировать последствия введенных с 1 января 2019 года изменений порядка уплаты НДС плательщиками ЕСХН в отдельных отраслях сельского хозяйства и создать налоговые стимулы для развития племенных форелеводческих хозяйств и отечественного товаропроизводителя.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.