Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по международным делам
на проект федерального закона N 1153919-7 "О присоединении Российской Федерации к Протоколу, изменяющему Конвенцию о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов"
Досье на проект федерального закона
Комитет по международным делам рассмотрел проект федерального закона N 1153919-7 "О присоединении Российской Федерации к Протоколу, изменяющему Конвенцию о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов" (далее - Протокол), внесенный в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 19 апреля 2021 года.
Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, подписана в г. Токио 14 сентября 1963 г. (далее - Токийская конвенция) и является одним из основных международных договоров универсального характера, направленных на борьбу с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации (в настоящее время в Токийской конвенции участвует 187 государств, Российская Федерация как государство - правопродолжатель СССР с 1988 года).
Токийская конвенция признает факт незаконного захвата воздушного судна в случаях, когда лицо, находящееся на борту воздушного судна, незаконно, с помощью силы или угрозы применения силы совершило акт вмешательства, захвата или иным образом неправомерно контролирует воздушное судно в полете или когда планируется совершение такого акта.
4 апреля 2014 года в г. Монреале был подписан Протокол, изменяющий Токийскую конвенцию, являющийся результатом коллективных усилий международного сообщества по расширению сферы применения Токийской конвенции, с тем, чтобы позволить государствам, помимо государства регистрации воздушного судна, осуществлять юрисдикцию в отношении недисциплинированных пассажиров.
В соответствии с Токийской конвенцией юрисдикцию в отношении преступлений, совершаемых на борту гражданского воздушного судна, осуществляет государство, включившее его в свой реестр (государство регистрации). Протоколом вносятся изменения, предусматривающие право государства осуществлять юрисдикцию в отношений преступлений на борту гражданского воздушного судна, выполняющего посадку на его территории и воздушного судна авиакомпании, осуществляющей деятельность в этом государстве (статья IV Протокола).
Протокол содержит положения, предоставляющие юридическую основу для борьбы с недисциплинированными пассажирами, а также определяет особенности взаимодействия командира самолета с компетентными органами договаривающихся государств. Так, после совершения посадки на территории договаривающегося государства командир гражданского воздушного судна может передать компетентным органам этого государства лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно совершило на борту воздушного судна акт, являющийся преступлением (статья VIII Протокола).
Кроме того, Протокол уточняет виды запрещенного поведения на борту воздушного судна, к которым отнесены физическое нападение или угроза совершения такого нападения в отношении члена экипажа или отказ следовать законным указаниям, полученным от командира воздушного судна или от его лица.
Протокол подлежит ратификации, принятию или утверждению подписавшими его государствами. Документы о ратификации, принятии или утверждении сдаются на хранение Генеральному секретарю Международной организации гражданской авиации. Любое государство, которое не ратифицировало настоящий Протокол, может присоединиться к нему в любое время (статья XVII Протокола).
Протокол вступил в силу 1 января 2020 года. На сегодняшний день участниками Протокола являются 28 государств, в частности Египет, Куба, Кувейт, Малайзия, Мальта, Мозамбик, Нигерия, Парагвай, Португалия, Сенегал, Турция, Уганда, Уругвай и др.
Протокол подлежит принятию в форме федерального закона в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 21 и подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации".
В представленном финансово-экономическом обосновании к законопроекту отмечается, что реализация Протокола не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Присоединение к Протоколу расширит возможности Российской Федерации в части пресечения роста числа и снижения степени серьезности случаев недисциплинированного поведения, а также будет способствовать действиям государств по оказанию помощи друг другу в целях пресечения недисциплинированного поведения и восстановления должного порядка и дисциплины на борту воздушных судов гражданской авиации.
В связи с изложенным Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона о присоединении Российской Федерации к Протоколу, изменяющему Конвенцию о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов.
Председатель Комитета |
Л.Э. Слуцкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.