Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1179768-7 "О внесении изменений в статью 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - проект федерального закона) направлен на реализацию Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2018 г. N 585 (далее - Основы государственной политики).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 11 Основ государственной политики целью государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности является поддержание в соответствии с принципами нормирования, обоснования и оптимизации на возможно низком уровне риска радиационного воздействия на работников (персонал) организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, и организаций, использующих при осуществлении своей деятельности материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов.
Проектом федерального закона предусматривается введение нового основания досрочного увольнения с военной службы военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в связи с несоответствием требованиям к военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющим работы по эксплуатации ядерных боеприпасов, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Увольнение военнослужащего с военной службы по указанному основанию может быть произведено при невозможности его назначения на другую воинскую должность, не связанную с работами по эксплуатации ядерных боеприпасов (далее - ЯБП), в случае отсутствия в Вооруженных Силах Российской Федерации равных воинских должностей иной специальности и отсутствия согласия военнослужащего для назначения на предлагаемые ему высшие или низшие воинские должности иной специальности.
Увольнение военнослужащего с военной службы по указанному основанию также будет возможно только при отсутствии иных оснований для увольнения.
Необходимость введения самостоятельного основания увольнения военнослужащих с военной службы в связи с прекращением допуска к работам по эксплуатации ЯБП обусловлена тем, что круг оснований для прекращения допуска к работам по эксплуатации ЯБП шире существующих в настоящее время оснований увольнения военнослужащих с военной службы.
В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2000 г. N 72-ФЗ Президент Российской Федерации осуществляет государственное регулирование деятельности в области обеспечения поддержания ядерного арсенала, надежности и безопасности ядерного оружия. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 Минобороны России предоставлены полномочия по установлению требований к военнослужащим и лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющим работы по эксплуатации ЯБП, определению порядка и условий их отбора, подготовки, а также допуску к работам по эксплуатации ЯБП и отстранению от таких работ.
Военнослужащий, не соответствующий установленным требованиям, не может продолжать проходить военную службу на прежней воинской должности, связанной с работами по эксплуатации ЯБП, так как указанные работы составляют основу его должностных обязанностей. Кроме того, выполнение работ по эксплуатации ЯБП предопределяет установление соответствующей штатно-должностной категории и тарифного разряда по конкретной воинской должности, а также мер социальной поддержки. В соответствии с законодательством Российской Федерации военнослужащий освобождается от воинской должности только в случае назначения на другую воинскую должность или увольнения с военной службы.
Исходя из причин, послуживших основанием для прекращения допуска к работам по эксплуатации ЯБП, военнослужащий может продолжать военную службу на воинских должностях, не связанных с работами по эксплуатации ЯБП, или может быть уволен по основаниям, установленным законом: в связи с невыполнением условий контракта; по состоянию здоровья, в связи с непрохождением в установленном порядке обязательных химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов; в связи с совершением административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.
Увольнение военнослужащего с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями применительно к рассматриваемым вопросам возможно только по медицинским показаниям (в случае признания военнослужащего военно-врачебной комиссией не годным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности (не отвечающего специальным требованиям), но годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность).
Увольнение военнослужащего с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта также в этом случае не применимо. В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации 2013 года N 6-П отмечается, что досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта сопряжено с наступлением для него неблагоприятных последствий, связанных с тем, что он лишается возможности не только продолжать службу, но и приобрести право на ряд важных социальных гарантий.
Увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта военнослужащего, которому прекращен допуск к работам по эксплуатации ЯБП, по причинам, не связанным с совершением виновных противоправных действий, не соответствовало бы вышеназванной позиции Конституционного Суда Российской Федерации и нарушало бы принцип справедливости и соразмерности правовых последствий за несоответствие их предъявляемым требованиям.
Предлагаемое к введению новое основание увольнения военнослужащих с военной службы не будет порождать негативных правовых последствий, предусмотренных для увольняемых военнослужащих в связи с невыполнением ими условий контракта.
В настоящее время военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, осуществляющие работы по эксплуатации ЯБП, не соответствующие установленным требованиям, в случае отстранения от указанных работ и невозможности их увольнения или назначения на иные воинские должности продолжают проходить военную службу на указанных воинских должностях, не исполняют соответствующие воинским должностям обязанности. В связи с этим увеличивается нагрузка, а также вредное воздействие, связанное с работами по эксплуатации ЯБП, на других военнослужащих.
Введение нового основания увольнения военнослужащих с военной службы будет способствовать поддержанию на возможно низком уровне риска радиационных воздействий на военнослужащих, осуществляющих работы по эксплуатации ЯБП, повышению боевой готовности соединений и воинских частей ядерного обеспечения путем своевременного высвобождения воинских должностей военнослужащих, не соответствующих установленным требованиям, и оперативного их восполнения военными кадрами, осуществляющими работы по эксплуатации ЯБП.
В соответствии с Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851, проект федерального закона (ID проекта 01/05/10-19/00096365) в период с 21 ноября по 5 декабря 2019 г. размещался на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в целях обеспечения проведения общественного обсуждения. За время общественного обсуждения предложения по проекту федерального закона не поступали.
Согласно Правилам проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, проект федерального закона был размещен на указанном сайте (ID проекта 01/05/10-19/00096365) в период с 21 ноября по 5 декабря 2019 г. для проведения независимой антикоррупционной экспертизы. Коррупциогенные факторы не выявлены. За время независимой антикоррупционной экспертизы заключения независимых экспертов не поступали.
В проекте федерального закона отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация предлагаемого федерального закона не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, а также не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
В соответствии с Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, оснований для направления законопроекта на заключение об оценке регулирующего воздействия нет в связи с тем, что данный проект содержит сведения, относящиеся к обеспечению радиационной безопасности.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" увольнение с военной службы высших офицеров, военнослужащих в воинских званиях до полковников, капитанов 1 ранга включительно осуществляется в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы. В связи с этим принятие указанного федерального закона потребует внесение изменений в Положение о порядке прохождения военной службы. В ходе указанной работы будут закреплены условия увольнения военнослужащих с военной службы по рассматриваемому основанию или продолжения военной службы на воинских должностях иной специальности.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" выделения дополнительных денежных средств из федерального бюджета не повлечет.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
Перечень актов, подлежащих изменению
Указ Президента Российской Федерации о внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (ответственный исполнитель - Министерство обороны Российской Федерации, срок разработки - 2 месяца со дня принятия законопроекта во втором чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.