Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1180837-7 "О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В декабре 1996 г. Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО включил озеро Байкал в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. В соответствии с подпунктом 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации в обороте ограничиваются находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, занятые объектами, включенными в Список всемирного наследия. Таким образом, действующее законодательство ограничивает в обороте земельные участки, находящиеся в границах населенных пунктов, расположенных в границах участка Всемирного наследия "Озеро Байкал".
Общая площадь участка всемирного наследия "Озеро Байкал" составляет порядка 88 тыс. км2. Границы данного участка практически полностью совпадают с границами центральной экологической зоны Байкальской природной территории, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 1641-р. Однако при принятии соответствующего решения на 20-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО из состава участка Всемирного наследия были исключены 5 урбанизированных промышленно развитых территорий: Байкальск, Слюдянка, Култук, Бабушкин и Северобайкальск. При это в границы объекта, вошедшего в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, были включены все другие населенные пункты в Республике Бурятия и Иркутской области. На территории Республики Бурятия это 81 населенный пункт в границах 4 муниципальных районов, в Иркутской области - 75 населенных пунктов в границах 3 муниципальных районов.
Как отмечено выше, в границы участка Всемирного наследия "Озеро Байкал" не входят самые крупные населенные пункты на побережье озера, несмотря на то, что именно эти населенные пункты в связи с сосредоточением множества промышленных объектов и населения оказывают наиболее сильное антропогенное влияние на прибрежную полосу и в целом экосистему озера Байкал. При этом в этих пяти наиболее крупных населенных пунктах отсутствуют запреты на регистрацию права собственности на земельные участки.
В настоящее время ограничение оборотоспособности заключается исключительно в запрете на регистрацию права собственности на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Одновременно с этим земельные участки из государственной и муниципальной собственности предоставляются в аренду, постоянное бессрочное пользование, безвозмездное срочное пользование. При этом регистрация последующих прав собственности при их переходе осуществляется для уже действующих частных собственников беспрепятственно.
Ограничение оборотоспособности земельных участков не влияет на степень антропогенного воздействия на экосистему озера, поскольку граждане и хозяйствующие субъекты, пользующиеся земельными участками на праве собственности и или иных видах имущественных прав, осуществляют свою жизнедеятельность с точки зрения природоохранных запретов и ограничений идентично, руководствуясь перечнем видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также нормативами предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал.
Учитывая, что до принятия распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 1641-р на многие земельные участки уже были зарегистрированы права собственности в границах участка Всемирного наследия "Озера Байкал", рационально понять гражданам, почему земельные участки их соседей оформлены в собственность, а они сами такого права не имеют - невозможно. Таким образом, текущий законодательный подход ставит в неравное положение жителей одних и тех же субъектов Российской Федерации и даже одних и тех же населенных пунктов. Также текущее регулирование делает невозможным для органов государственной власти и местного самоуправления Республики Бурятия и Иркутской области реализацию отдельных социальных программ для льготных категорий граждан. Сложившаяся ситуация вызывает подачу многочисленных жалоб граждан в федеральные и региональные органы власти и не способствует реализации принципа правового равенства, а также социально-экономической стабильности на соответствующих территориях.
Для решения указанных проблем законопроектом предлагается внести изменение в подпункт 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации и установить в нем исключение, позволяющее разрешить оборотоспособность находящихся в государственной и муниципальной собственности земельных участков, находящихся в границах населенных пунктов.
В целях исключения рисков бесконтрольного вовлечения в оборот земельных участков в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории в процессе "разрастания" населенных пунктов за существующие границы в будущем законопроектом предлагается определить дату установления границ населенных пунктов, на которые распространяется действие законопроекта (31 декабря 2021 года). Такая дата будет являться стимулом для органов государственной власти и местного самоуправления для ускоренного завершения работы по установлению границ населенных пунктов в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, предусмотренной подпунктом "б" пункта 2 и пунктом 3 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам экологического развития Байкальской природной территории от 14.08.2017 N Пр-1602.
Принятие законопроекта не противоречит процедуре и правилам включения объектов в Список всемирного наследия ЮНЕСКО и не приведет к негативному воздействию на экологическую систему озера Байкал, поскольку в соответствии с со статьей 6 Федерального закона от 01.05.1999 "Об охране озера Байкал" на Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на экологическую систему озера Байкал. Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2399. Кроме того, в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 01.05.1999 "Об охране озера Байкал" для Байкальской природной территории устанавливаются нормативы предельно допустимых вредных воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал в установленном законодательством порядке. Нормативы предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал и перечень вредных веществ, в том числе веществ, относящихся к категориям особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы озера Байкал утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 21.02.2020 N 83.
Кроме того, принятие настоящего законопроекта позволит реализовать положения Федерального закона от 30.12.2020 N 505-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, а также выполнить подпункт "д" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам экологического развития Байкальской природной территории от 14.08.2017 N Пр-1602. Законопроект поддерживается органами государственной власти Республики Бурятия и Иркутской области.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации"
Вступление в силу федерального закона "О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации"" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.