Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1181450-7 "О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" подготовлен в целях введения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В настоящее время государственные гарантии жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которая определяет единые на территории всех субъектов Российской Федерации требования по обеспечению жилыми помещениями указанных лиц. Право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Реализация государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, однако не всегда жилые помещения указанной категории граждан предоставляются своевременно.
Согласно данным Единой государственной информационной системы социального обеспечения, по состоянию на 01 апреля 2021 года в Российской Федерации общая численность детей-сирот, включенных в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (от 14 лет), составляла 285 585 человек, из них 195 623 - это лица, у которых право на обеспечение жильем наступило, но не реализовано (18 лет и старше).
Вместе с тем, для исполнения субъектами Российской Федерации указанных расходных обязательств ежегодно бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляется субсидия на предоставление жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений. Так, Федеральным законом от 08 декабря 2020 года N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" на указанные цели предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 10 млрд. руб. ежегодно.
Таким образом, учитывая численность детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, законопроектом предлагается расширить формы и механизмы обеспечения жильем указанной категории граждан, а также ввести нормы, направленные на сокращение численности детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.
Предлагаемый законопроектом механизм планируется реализовать за счет бюджетных ассигнований, которые ежегодно предусматриваются в бюджетах субъектов Российской Федерации на осуществление государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот.
Так, законопроектом предлагается лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выдавать государственный жилищный сертификат субъекта Российской Федерации - именной документ, удостоверяющий право лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на однократное получение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации выплаты для приобретения жилого помещения в свою собственность.
Форму государственного жилищного сертификата субъекта Российской Федерации, требования к его заполнению, порядок выпуска и выдачи, срок реализации, размер выплаты, общую площадь жилого помещения, условия приобретения жилого помещения по государственному жилищному сертификату субъекта Российской Федерации предлагается утверждать законом субъекта Российской Федерации.
Расчет размера выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом субъекта Российской Федерации, предлагается определять исходя из установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики, других параметров, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", социальная норма площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемая для расчета размера субсидии, составляет 33 кв. м.
Согласно Приказу Минстроя России от 24 декабря 2020 года N 852/пр, норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2021 года составляет 49 173 рублей.
Таким образом, выплата гражданину для приобретения жилого помещения в собственность посредством выдачи лицам из числа детей-сирот государственных жилищных сертификатов примерно будет составлять 1 622 709 руб. (33 кв. м. х 49 173 руб. = 1 622 709 руб.). Эта выплата будет являться средней по стране.
Необходимо отметить, что вышеуказанным Приказом утверждены показатели средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения для каждого субъекта Российской Федерации. Таким образом, в Ставропольском крае выплата гражданину по государственному жилищному сертификату составит 1 080 552 руб. (33 кв. м. х 32 744 руб. = 1 080 552 руб.), а для Хабаровского края - 2 864 433 руб. (33 кв. м. х 86 801 руб. = 2 864 433 руб.), что зависит от среднерыночной стоимости жилья в субъекте Российской Федерации.
Также законопроектом предлагается дополнить перечень условий, при которых проживание детей-сирот в жилых помещениях признается невозможным, если это противоречит интересам детей-сирот, условиями, если в таких жилых помещениях проживают лица:
являющиеся больными хроническим алкоголем или наркоманией;
имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности;
имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления.
На основании изложенного, представляется, что предлагаемые законопроектом изменения позволят обеспечить детей-сирот жильем, а также предотвратить увеличение численности детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не потребует дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, дополнения, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.