Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 19 мая 2021 г. N 5.1-01/1361
на проект федерального закона N 1114362-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
принятый Государственной Думой 19 мая 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 1114362-7) был внесён в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 18 февраля 2021 года с наименованием "О внесении изменений в статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в части применения пониженного тарифа страхового взноса для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий", принят Государственной Думой в первом чтении 20 апреля 2021 года, во втором чтении - 18 мая 2021 года.
Во втором чтении изменено наименование Федерального закона, а в его текст внесены существенные изменения, направленные на реализацию Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года (соответствующие поправки были внесены в Государственную Думу депутатами Государственной Думы В.В. Володиным, С.И. Неверовым, А.К. Исаевым и сенаторами Российской Федерации В.И. Матвиенко, А.А. Турчаком, И.Ю. Святенко).
Так, в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" Федеральным законом (статья 1) вносятся изменения, устанавливающие два новых вида государственных пособий гражданам, имеющим детей.
Взамен упраздняемого единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, устанавливается ежемесячное пособие женщинам, вставшим на учёт в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель беременности), если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Пособие выплачивается в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной в субъекте на дату обращения за его назначением. Статьями 2 и 5 Федерального закона корреспондирующие изменения в связи с установлением указанного пособия вносятся в Федеральный закон от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" и Федеральный закон от 30 апреля 2021 года N 126-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования".
Устанавливается ежемесячное пособие на ребёнка в возрасте от 8 до 17 лет, право на которое предоставляется единственным родителям таких детей или родителям (иным законным представителям), если на детей на основании судебного решения должна осуществляться уплата алиментов, а среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте на дату обращения за назначением указанного пособия. Ежемесячное пособие на ребенка устанавливается на 12 месяцев и его размер составляет 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации на дату обращения за назначением пособия. Выплата указанного пособия прекращается по достижении ребенком возраста 17 лет.
Порядок и условия назначения указанных пособий, требования к составу семьи и перечню видов доходов, учитываемых при расчёте среднедушевого дохода семьи, а также перечень необходимых для назначения документов (сведений) и формы заявлений о назначении устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом (статья 4) в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" вносятся изменения, увеличивающие размер пособия по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным ребенком в возрасте до 8 лет до 100 процентов среднего заработка. В части, превышающей размер пособия, определяемый в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица, финансовое обеспечение указанного пособия будет осуществляться за счёт межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Также Федеральным законом, начиная с 1 января 2021 года, устанавливается бессрочный льготный тариф страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в размере 6,0 процентов для ряда российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон принят по предмету ведения Российской Федерации, установленному пунктами "е" (установление основ федеральной политики в области государственного, социального развития Российской Федерации), "ж" (финансовое регулирование) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленному пунктами "ж" (социальная защита, включая социальное обеспечение), "ж.1" (защита семьи, материнства, отцовства и детства; создание условий для достойного воспитания детей в семье) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон в соответствии с его статьей 6 вступит в силу со дня официального опубликования, за исключением статей 1, 2, пункта 1 статьи 4 и статьи 5, вступающих в силу с 1 июля 2021 года; пунктов 2 и 3 статьи 4, вступающих в силу с 1 сентября 2021 года. При этом действие положений статьи 3 Федерального закона (о льготном тарифе страхового взноса на обязательное пенсионное страхование) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года.
Реализация Федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Федеральный закон в соответствии с пунктом "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается вопросов финансового регулирования.
Рассмотрение Федерального закона в Совете Федерации должно быть начато не позднее 2 июня 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике И.Ю. Святенко, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.