Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1181934-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В последнее время снижение финансовой устойчивости банков и отзыв Банком России лицензий на осуществление банковских операций с последующей их ликвидацией является достаточно частым явлением. Так, в 2014 г. Банк России отозвал лицензии у 86 кредитных организаций, в 2015 г. - у 93, в 2016 г. - у 89, в 2017 г. - у 47 и в первом полугодии 2018 г. - у 30.
В случае, если имеются основания для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации, Банк России начинает процесс осуществления мер по предупреждению банкротства. Такие меры включают в себя финансовое оздоровление, реорганизацию, назначение временной администрации и осуществляются до отзыва лицензии у кредитной организации.
Необходимо отметить, что согласно Федеральному закону от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) в случае возникновения признаков несостоятельности (банкротства) кредитной организации единоличный исполнительный орган или члены совета директоров (наблюдательного совета) обязаны в течение 10 дней со дня возникновения признаков несостоятельности (банкротства) уведомить об этом Банк России, а также обязаны принимать необходимые и своевременные меры по финансовому оздоровлению и (или) реорганизации кредитной организации.
Из открытых статистических данных видно, что большинство кредитных организаций не выходят из "предбанкротного" периода и лишаются лицензии, во многом, по причине нехватки средств и имущества для удовлетворения требований всех кредиторов.
Так, становится актуальным вопрос о добросовестности действий руководителя, членов совета директоров (наблюдательного совета) и учредителей (участников) кредитной организации.
В соответствии с Законом о банкротстве контролирующие кредитную организацию лица привлекаются к субсидиарной ответственности по обязательствам кредитной организации при недостаточности имущества, если банкротство кредитной организации наступило вследствие их действий (бездействия). Также руководитель, члены совета директоров (наблюдательного совета) и учредители (участники) кредитной организации могут быть привлечены к уголовной ответственности при наличии в их действиях мошенничества или преднамеренного банкротства.
На практике зачастую при возникновении признаков банкротства кредитной организации контролирующие ее лица самоустраняются от процесса управления и уезжают с территории Российской Федерации, не только не принимая необходимых мер для финансового оздоровления либо реорганизации кредитной организации, но и увозя капитал, который мог бы быть использован для погашения долгов кредитной организации при привлечении указанных лиц к субсидиарной ответственности.
На основании изложенного, законопроектом предлагается наделить Банк России полномочием по принятию решения о временном ограничении на выезд из Российской Федерации учредителей (участников), членов совета директоров (наблюдательного совета) и руководителя кредитной организации. Представляется, что такое полномочие должно быть возложено именно на Банк России, поскольку он является единственным контролирующим органом в отношении кредитных организаций, осуществляющим меры по предупреждению банкротства и принимающим решения об отзыве лицензий.
Принятие законопроекта позволит создать дополнительную мотивацию для контролирующих кредитные организации лиц, стимулируя их к активным и своевременным действиям по осуществлению мер, связанных с предупреждением банкротства и восстановлением финансовой устойчивости кредитной организации.
Также реализация законопроекта позволит в определенной степени предотвратить вывоз контролирующими кредитные организации лицами капитала за границу и, в случае необходимости и соответствующих решений судебных органов, привлекать указанных лиц к предусмотренной действующим законодательством ответственности.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует принятия, приостановления, внесения изменений либо признания утратившими силу федеральных законов или иных нормативных правовых актов Российской Федерации.0
,,,,,,,,,,,,
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.