Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1183583-7 "О внесении изменений в статью 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) разработан в рамках проводимых мероприятий Десятилетия детства и с учетом возложенных на ФССП России полномочий по административному и уголовному преследованию лиц, уклоняющихся от уплаты средств на содержание несовершеннолетних детей или нетрудоспособных родителей.
По состоянию на 1 января 2020 г. остаток неоконченных исполнительных производств о взыскании алиментных платежей составлял 806,4 тыс. производств, на 1 октября 2020 г. - 797,7 тыс. производств.
За 12 месяцев 2019 г. должностными лицами ФССП России в отношении должников, не исполнивших требования исполнительного документа в течение двух и более месяцев, возбуждено 117,9 тыс. дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) (в 2018 году - около 117 тыс. дел). За 9 месяцев 2020 г. - 72,9 тыс. дел.
Судьями рассмотрено за 2019 год 116,7 тыс. дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.35.1 КоАП (в 2018 году - 115, 3 тыс.), из них с назначением административного наказания 115,8 тыс. дел (в 2018 году - 114,1 тыс.); прекращено 918 дел об административных правонарушениях, из них 243 дела - в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения.
За 9 месяцев 2020 г. судом рассмотрено 66 тыс. дел об административных правонарушениях, из них с назначением административного наказания 65,7 тыс. дел, прекращено 203 дела, из них 81 - в связи с отсутствием состава либо события административного правонарушения.
Как показывает анализ судебной практики, действующая в настоящее время редакция диспозиции статьи 5.35.1 КоАП допускает неоднозначную квалификацию действий должников при неисполнении (частичном исполнении) требований исполнительных документов о взыскании алиментов.
Так, в одних случаях суды придерживаются правовой позиции, согласно которой нормы указанной статьи КоАП предполагают полную неуплату присужденных к взысканию алиментов в течение двух и более месяцев, а при частичной выплате алиментов состав административного правонарушения в действиях должников отсутствует.
Например, постановлением мирового судьи судебного участка N 28 Галичского района Костромской области от 3 декабря 2018 г. производство по делу об административном правонарушении по статье 5.35.1 КоАП в отношении должника прекращено, а сам должник освобожден от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения. Согласно позиции судьи действия должника, несмотря на общую задолженность в размере 61 тыс. руб., учитывая частичную уплату алиментов (500 руб. ежемесячно), не нарушают охраняемых общественных правоотношений.
Аналогичные факты имели место в республиках Калмыкия, Коми, Саха (Якутия), Алтайском крае, Брянской, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Ростовской, Смоленской, Томской областях, в Москве и ряде других субъектов Российской Федерации.
В других случаях суды сформировали правовую позицию, согласно которой неуплата алиментов в том размере, который определил суд, образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.35.1 КоАП, поскольку Семейным кодексом Российской Федерации закреплена безусловная обязанность родителей по содержанию своих несовершеннолетних детей и иное толкование данной нормы исключало бы возможность достижения конституционно значимой цели, направленной на защиту материнства и детства, ставило бы под сомнение обязательность судебного решения как акта правосудия (например, решение Переволоцкого районного суда Оренбургской области от 13 июня 2018 г. по делу N 12-17/2018).
В большинстве случаев решение судьи о прекращении дела об административном правонарушении связано с частичной (незначительной) уплатой должником алиментов, несоизмеримой с ежемесячным размером выплат, установленных решением суда или нотариально удостоверенным соглашением об уплате алиментов.
В связи с этим предлагается внести изменения в статью 5.35.1 КоАП, которые позволят обеспечить возможность привлечения к административной ответственности лиц, обязанных уплачивать алименты, при частичной уплате алиментов на содержание детей и нетрудоспособных родителей.
Принятие законопроекта будет способствовать совершенствованию механизма привлечения к административной ответственности лиц, обязанных уплачивать алименты, а также повышению оперативности и качества принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц и позволит исключить злоупотребления со стороны недобросовестных должников.
По данным территориальных органов ФССП России, около 40% должников после привлечения к административной ответственности полностью или частично погашают задолженность по уплате алиментов, что свидетельствует о том, что факт привлечения к административной ответственности по статье 5.35.1 КоАП является действенной мерой, побуждающей должников к исполнению установленных требований.
Предлагаемые изменения не приведут к повышению нагрузки на работников ФССП России и не повлекут необходимости увеличения их штатной численности, а также выделения дополнительных денежных средств из федерального бюджета.
Реализация законопроекта не повлияет отрицательно на достижение целей и показателей действующих государственных программ Российской Федерации и не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета, иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", не потребует дополнительных расходов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" потребуется внесение изменений в статью 157 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.