Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 13 мая 2021 г. N 5.1-01/1251
по Федеральному закону "О денонсации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество",
принятому Государственной Думой 11 мая 2021 г.
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона был внесён в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 12 апреля 2021 года (N 1147902-7).
Федеральным законом предусматривается денонсация указанного в нём межправительственного Соглашения, подписанного в городе Москве 16 декабря 1996 года, и ратифицированного Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 1998 года N 104-ФЗ (Соглашение вступило в силу 2 сентября 1998 года).
Соглашение, в котором содержатся положения, направленные на устранение двойного налогообложения, а также предотвращение уклонения от налогообложения, применяется к налогам на доходы и имущество, взимаемым с организаций и физических лиц, являющихся резидентами Российской Федерации и Королевства Нидерландов.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам обращения Президента Российской Федерации к населению 25 марта 2020 года в связи с ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции на территории страны, от 28 марта 2020 года N Пр-586 Правительству Российской Федерации было поручено провести работу по внесению изменений в международные договоры Российской Федерации об избежании двойного налогообложения, устанавливающие режим налогообложения у источника по ставке в размере 15% доходов в виде дивидендов и процентов, выплачиваемых лицам, не являющимся налоговыми резидентами Российской Федерации, а в случае недостижения договорённостей с иностранными государствами о внесении указанных изменений в такие международные договоры - прекратить их действие.
Как указано в пояснительной записке к проекту Федерального закона, Королевство Нидерландов не согласилось с предложением Российской Федерации о внесении изменений в Соглашение, настаивая на расширении перечня доходов, которые облагаются по пониженным ставкам, что не могло быть согласовано Российской Стороной.
Порядок денонсации Соглашения установлен его статьёй 31, в соответствии с которой Соглашение остаётся в силе до тех пор, пока не будет денонсировано одним из Договаривающихся Государств. Каждое из Государств может денонсировать Соглашение путём передачи уведомления о денонсации по крайней мере за шесть месяцев до окончания любого календарного года после истечения пяти лет с момента вступления Соглашения в силу. В таком случае Соглашение прекращает своё действие в отношении налоговых лет и периодов, начинающихся после окончания того календарного года, в котором передано уведомление о денонсации.
Соответственно, в случае направления Российской Стороной уведомления о денонсации Соглашения Нидерландской Стороне в срок до 30 июня 2021 года его действие прекратится с 1 января 2022 года.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" решение о денонсации Соглашения подлежит принятию в форме федерального закона, поскольку согласие Российской Федерации на обязательность Соглашения было выражено посредством ратификации.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон согласно пункту "г" (денонсация международных договоров) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 26 мая 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, заместителю Председателя Совета Федерации К.И. Косачеву, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам Г.Б. Карасину, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.