Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1184268-7 "О внесении изменений в статьи 20 и 23 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 20 и 23 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" в части закрепления за органами предварительного расследования права возбуждения без заявления потерпевшей стороны уголовных дел, если предметом преступления явилось государственное или муниципальное имущество, в том числе денежные средства, иное имущество, выделенные в целях реализации государственного оборонного заказа, национальных проектов, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - законопроект), разработан в соответствии с указанием Президента Российской Федерации от 23 апреля 2019 г. N Пр-720.
Согласно части третьей статьи 20 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) уголовные дела частно-публичного обвинения возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя и не подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым.
В соответствии со статьей 23 УПК РФ, если деяние, предусмотренное главой 23 Уголовного кодекса Российской Федерации, причинило вред интересам исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием либо организацией с участием в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) государства или муниципального образования, и не причинило вреда интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, то уголовное дело возбуждается по заявлению руководителя данной организации или с его согласия.
Возбуждение уголовных дел по фактам причинения ущерба дочерним предприятиям государственных корпораций, прежде всего в сфере государственного оборонного заказа, в силу перечисленных требований возможно только при условии поступления заявлений от их руководителей.
По данным формы федерального статистического наблюдения N 4-ЕГС "О состоянии преступности и результатах расследования преступлений" за период с 2018 г. по сентябрь 2020 г. в Российской Федерации зарегистрировано 2239 преступлений в сфере оборонно-промышленного комплекса (по годам: 2018 - 673, 2019 - 784, 2020 - 782), из них предварительно расследовано - 1301 преступление (по годам: 2018 - 414, 2019 - 465, 2020 - 422), о которых в суд направлено 823 уголовных дела (по годам: 2018 - 277, 2019 - 301, 2020 - 245).
Размер причиненного материального ущерба по уголовным делам, возбужденным по фактам противоправных деяний в сфере оборонно-промышленного комплекса, за последние три года превысил 25 млрд. рублей.
При этом органы предварительного следствия сталкиваются с необоснованными отказами должностных лиц государственных корпораций либо интегрированных с ними структур от возбуждения уголовных дел о преступлениях, совершенных в сфере государственного оборонного заказа.
Отказ в признании ущерба должностные лица мотивируют достижением конечных целей государственного оборонного заказа, национальных проектов, закупок для государственных и муниципальных нужд, несмотря на противоправные действия в ходе его исполнения, отсутствием претензий со стороны государственных заказчиков, а также незначительным размером ущерба по отношению к выручке предприятий либо к стоимости их активов, объем которых часто превышает несколько миллиардов рублей. Нередко представители оборонных предприятий под различными предлогами уклоняются от признания материального ущерба в ходе проверок их деятельности органами предварительного расследования и прокуратуры.
В сложившейся ситуации создаются условия для совершения новых преступлений, затрудняется своевременное взыскание ущерба, что влечет угрозу национальной безопасности не только в сфере государственного оборонного заказа, но и государственных и муниципальных закупок, в том числе в рамках реализации национальных проектов.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в статьи 20 и 23 УПК РФ, исключающих необходимость подачи руководителем организации заявления о возбуждения уголовного дела в случае, если предметом преступления явились денежные средства, иное имущество, выделенные в целях реализации государственного оборонного заказа, национальных проектов, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 20 и 23 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 20 и 23 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", будет осуществляться за счет средств, предусмотренных заинтересованным федеральным государственным органам в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, в пределах установленной им штатной численности и не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 20 и 23 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 20 и 23 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 20 и 23 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 20 и 23 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.