Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1184279-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
1. Общие характеристики проекта акта
Вид - проект федерального закона.
Наименование вносимого проекта акта - проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Федеральный орган исполнительной власти, вносящий проект федерального закона - Министерство транспорта Российской Федерации.
Основание для подготовки проекта федерального закона - поручения Правительства Российской Федерации от 21 августа 2018 г. N МА-П9-5395, от 10 декабря 2018 г. N МА-П9-8761 и от 23 апреля 2020 г. N АБ-П9-4427.
Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 3 статьи 1, вступающего в силу по истечении трехсот шестидесяти пяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
2. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты от их реализации
В настоящее время в соответствии с положениями Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон N 16-ФЗ) к транспортным средствам, в том числе отнесены суда, используемые на внутренних водных путях для перевозки грузов повышенной опасности, железнодорожный подвижной состав, осуществляющий перевозку грузов повышенной опасности, допускаемые к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, а к объектам транспортной инфраструктуры, в том числе отнесены порты, расположенные на внутренних водных путях, в которых осуществляется перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Грузами повышенной опасности согласно пункту 7.3 статьи 1 Федерального закона N 16-ФЗ являются грузы из числа опасных грузов, отнесенные Правительством Российской Федерации к грузам, представляющим повышенную опасность для жизни, здоровья людей и для окружающей среды.
В целях исключения дублирования разрешительных функций, предусмотренных лицензированием определенных видов деятельности и необходимостью выдачи специальных разрешений на грузы повышенной опасности при осуществлении перевозок их железнодорожным транспортом, внутренним водным транспортом, а также при их перевалке в речных портах (на внутренних водных путях), статьей 1 проекта федерального закона предлагается исключить положения, устанавливающие выдачу специальных разрешений на перевозку грузов повышенной опасности железнодорожным, внутренним водным транспортом, и на их перевалку в речных портах, предусмотренные в подпунктах "д" и "з" пункта 5, подпунктах "д" и "е" пункта 11 статьи 1 Федерального закона N 16-ФЗ.
Учитывая, что в отношении деятельности по перевозке опасных грузов автомобильным транспортом не применяются положения законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности и предусмотрена процедура разрешительной деятельности в рамках отраслевого законодательства в форме выдачи специального разрешения, проектируемыми нормами подпункта "б" пункта 1 и в проектируемых нормах пункта 2 статьи 1 проекта федерального закона предлагается определить (уточнить) отсылочные нормы на положения Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части порядка выдачи такого разрешения.
Учитывая исключение положений, предписывающих необходимость получения специальных разрешений на грузы повышенной опасности, пунктом 2 статьи 1 проекта федерального закона положения части 4.1. статьи 9 Федерального закона N 16-ФЗ приводятся в соответствие. Исключаются ссылки на "специальные разрешения на грузы повышенной опасности".
При этом, в целях осуществления контроля со стороны государства за осуществлением перевозок грузов повышенной опасности железнодорожным транспортом и внутренним водным транспортом, пунктом 3 статьи 1 проекта федерального закона предлагается альтернативное решение, дополнить статью 12.3 "Особенности защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства" Федерального закона N 16-ФЗ частью 12.
Проектируемой частью 12 статьи 12.3 Федерального закона N 16-ФЗ устанавливается допуск к перевозке грузов повышенной опасности транспортными средствами железнодорожного и (или) внутреннего водного транспорта при наличии уведомления в форме электронного документа (сообщения) Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и (или) ее территориальных органов о планируемой перевозке груза повышенной опасности с использованием единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности, за исключением перевозок, предназначенных для удовлетворения особо важных государственных и оборонных нужд. При этом предусматривается, что порядок уведомления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, ее территориальных органов о планируемой перевозке грузов повышенной опасности определяется Минтрансом России по согласованию с ФСБ России.
Статьей 2 проекта федерального закона вносятся изменения в иные федеральные законы, в целях приведения их отдельных положений в соответствие с изменениями, предлагаемыми статей 1 проекта федерального закона.
В целях возможности технической доработки (совершенствования) единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности и ее технической корреляции (сопряжением) с автоматизированной системой централизованной подготовки и оформления перевозочных документов (АС "ЭТРАН"), используемой на железнодорожном транспорте, а так же своевременного издания Минтрансом России по согласованию с ФСБ России порядка уведомления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, ее территориальных органов о планируемой перевозке грузов повышенной опасности статьей 3 законопроекта устанавливается отлагательная норма вступления в силу проектируемой части 12 статьи 12.3 Федерального закона N 16-ФЗ.
3. Оценка эффективности предлагаемых решений
Принятие и реализация проекта федерального закона не предполагают увеличения численности работников федеральных органов исполнительной власти, не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и изменения порядка финансирования федеральных органов исполнительной власти.
Принятие проекта федерального закона позволит исключить дублирование разрешительных функций при лицензировании и выдаче специальных разрешений на перевозку грузов повышенной опасности (из числа опасных) железнодорожным, внутренним водным транспортом, а также специальных разрешений на перевалку грузов повышенной опасности (из числа опасных) в речных портах (на внутренних водных путях).
4. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Принятие и реализация проекта федерального закона не окажет влияния на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, а также не влияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
5. Соответствие предлагаемых решений положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
6. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения
В проекте федерального закона обязательные требования отсутствуют.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" не потребует увеличения бюджетных ассигнований.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" не повлечет признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений Федеральный закон "О транспортной безопасности" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" потребует внесения изменений (дополнений) в следующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации:
N п/п |
Наименование нормативного правового акта Правительства Российской Федерации |
Обоснование необходимости подготовки |
Срок подготовки |
Краткое описание акта (цель, предмет, содержание правового регулирования) |
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку (головной исполнитель, соисполнители) |
1. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 10 октября 2020 г. N 1653 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта" |
подпункт "б" пункта 1 статьи 1 проекта федерального закона |
12 месяцев |
Исключение положений, устанавливающих выдачу специальных разрешений на перевозку грузов повышенной опасности железнодорожным транспортом |
Минтранс России, ФСБ России, МВД России |
2. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 г. N 1637 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта" |
подпункт "б" пункта 1 статьи 1 проекта федерального закона |
12 месяцев |
Исключение положений, устанавливающих выдачу специальных разрешений на перевозку грузов повышенной опасности внутренним водным транспортом |
Минтранс России, ФСБ России, МВД России |
3. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 г. N 1638 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта" |
подпункт "а" пункта 1 статьи 1 проекта федерального закона |
12 месяцев |
Исключение положений, устанавливающих выдачу специальных разрешений на перевалку грузов повышенной опасности в речных портах |
Минтранс России, ФСБ России, МВД России |
4. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1442 "Об определении участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений и помещений для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, являющихся объектами транспортной инфраструктуры, и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" |
подпункт "а" пункта 1 статьи 1 проекта федерального закона |
12 месяцев |
Исключение положений, устанавливающих выдачу специальных разрешений на перевалку грузов повышенной опасности в речных портах |
Минтранс России, ФСБ России, МВД России |
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" потребует принятия следующих федеральных органов исполнительной власти:
N п/п |
Наименование нормативного правового акта федеральных органов исполнительной власти |
Обоснование необходимости подготовки |
Срок подготовки |
Краткое описание акта (цель, предмет, содержание правового регулирования) |
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку (головной исполнитель, соисполнители) |
1. |
Приказ Минтранса России "О порядке уведомления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и (или) ее территориальных органов о планируемой перевозке грузов повышенной опасности" |
пункт 3 статьи 1 проекта федерального закона |
12 месяцев |
Определение порядка уведомления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и (или) ее территориальных органов о планируемой перевозке грузов повышенной опасности |
Минтранс России, ФСБ России |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.