Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1184517-7 "О внесении изменения в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления дополнительных мер административной ответственности за понуждение потребителя к предоставлению персональных данных) (далее - законопроект) разработан в целях дополнительной защиты потребителей при сборе и обработке их персональных данных.
В условиях значительного роста глобального рынка больших данных и развития интернет-технологий, рассчитанных на целевого потребителя, отмечается существенный рост обращений потребителей, содержащих жалобы на действия продавцов (исполнителей), которые требуют от потребителя предоставить свои персональные данные, угрожая ему отказом в заключении, исполнении, изменении и расторжении договора купли-продажи, оказания услуг (выполнения работ).
При этом гражданско-правовые способы защиты права потребителя неэффективны, что получило отражение в экспертном мнении на X Международной конференции "Защита персональных данных", состоявшейся 7 ноября 2019 г. (г. Москва).
Роспотребнадзором отмечаются типичные нарушения, выявляемые в ходе проверок:
несоответствие содержания письменного согласия субъекта персональных данных на обработку персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации;
обработка избыточных персональных данных по отношению к заявленным целям их обработки;
нарушение права потребителя на свободный доступ к товарам (работам, услугам) путем его ограничения на свободное распоряжение своими персональными данными.
Положения Закона "О защите прав потребителей" в действующей редакции не содержит правовых норм, позволяющих обеспечить в подобных случаях необходимую защиту прав потребителей.
Положения предлагаемого законопроекта корреспондируются с изменениями, вносимыми в статью 16 Закона "О защите прав потребителей", и предусматривающими запрет на понуждение потребителя под угрозой отказа в совершении сделки к предоставлению персональных данных в случаях, когда предоставление таких данных не предусмотрено законодательством Российской Федерации или не связано с совершением сделки по реализации товаров (работ, услуг).
Такой подход призван имплементировать в российское законодательство тех положений Руководящих принципов Организации Объединенных Наций для защиты интересов потребителей, принятых Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 22 декабря 2015 г., которые в числе принципов добросовестной деловой практики называют защиту личной информации и использование механизмов получения согласия на сбор и использования личных данных потребителей, а также п. 48 Рекомендаций Совета ОЭСР по защите прав потребителей в электронной торговле от 24 марта 2016 г. N С (2016)13 в соответствии с которыми компании должны защищать конфиденциальность потребителя, гарантируя, что их практика в отношении сбора и использования потребительских данных является законной, прозрачной и справедливой.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в действующей редакции не предусматривает мер административной ответственности за подобные нарушения.
Предлагаемый законопроект призван ограничить практику принудительного предоставления персональных данных потребителями для целей, не связанных с заключением, изменением, расторжением и исполнением договора купли-продажи, оказания услуг (выполнения работ), путем установления административной ответственности.
Согласно положений законопроекта объектом предполагаемого административного правонарушения будут выступать общественные отношения в сфере защиты прав потребителей, связанные с обеспечением защищенности личной информации и данных потребителей при заключении, изменении, расторжении и исполнении договора купли-продажи, оказания услуг (выполнения работ).
Учитывая тот факт, что производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на сегодняшний день возложено на Роспотребнадзор, то наделение полномочиями по составлению протоколов и рассмотрению административных правонарушений за нарушение указанных требований не повлечет дополнительной нагрузки на должностных лиц Роспотребнадзора, а также не приведет к затратам, необходимым для осуществления такого производства по делам об вышеуказанных административных правонарушениях.
Законопроект предусматривает срок вступления закона в силу, отличный от общепринятого, ввиду необходимости переходного периода для соответствующих субъектов предпринимательской деятельности.
Принятие законопроекта не потребует внесения изменений в отдельные подзаконные акты и не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета, а также иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроект не противоречит Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации,
Положения законопроекта не окажут негативного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Предлагаемые к реализации решения законопроекта не повлекут отрицательных социально-экономических последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законопроект не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов, аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления дополнительных мер административной ответственности за понуждение потребителя к предоставлению персональных данных) не потребует выделения дополнительных средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления дополнительных мер административной ответственности за понуждение потребителя к предоставлению персональных данных) не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления дополнительных мер административной ответственности за понуждение потребителя к предоставлению персональных данных) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.