Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1184595-7 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, предоставив следователю право допросить потерпевшего, специалиста, эксперта, свидетеля по уголовному делу посредством видеоконференц-связи.
Одним из принципов уголовно-процессуального законодательства является разумный срок уголовного судопроизводства. В большинстве случаев невозможность произвести допрос перечисленных выше участников процесса, которые могут находиться на большом удалении от органа предварительного следствия, является основанием для бесконечных продлений сроков расследования уголовного дела.
Так, например, став очевидцем преступления в одном регионе РФ, лицо по личным обстоятельствам может его покинуть (возвращение в место постоянного проживания, переезд на постоянное место жительства, командировка, отбывание наказания и др.), что делает достаточно затруднительным обеспечение явки свидетеля к следователю для допроса. Выезд следователя в место нахождения допрашиваемого лица также требует дополнительных временных и материальных затрат. Необходимо отметить, что у следователя в производстве находится не одно уголовное дело и выезд следователя для допроса будет также затягивать сроки расследования по другим уголовным делам.
Несмотря на то, что ч. 1 ст. 152 УПК РФ следователю предоставлена возможность поручить производство конкретного следственного действия другому следователю, для качественного допроса необходимо знание всех собранных материалов уголовного дела и обстоятельств совершенного преступления. Таким образом, для эффективного расследования уголовного дела и раскрытия преступления в ряде случаев проводить допрос должен следователь, в производстве которого находится уголовное дело.
Предлагаемая норма позволяет следователю лично допросить допрашиваемое лицо, не покидая территорию производства предварительного следствия и не дожидаясь приезда такого лица на допрос, то есть способствует сокращению сроков расследования уголовного дела.
Допрос посредством видеоконференц-связи на протяжении длительного времени применяется судами, например, в отношении свидетелей, что способствует разрешению уголовных дел в установленные законом сроки и соблюдению основных требований и принципов рассмотрения уголовного дела судом.
Предлагаемая статья 189.1 УПК РФ позволит допрашивать свидетелей и иных перечисленных в законопроекте лиц, посредством видеоконференц-связи на стадии предварительного следствия с соблюдением основных правил и требований производства расследования по уголовному делу и с учетом особенностей допроса несовершеннолетних лиц.
Разработанная статья 189.1 УПК РФ требует последующей отправки протокола допроса посредством видеоконференц-связи в место производства предварительного следствия для приобщения к материалам уголовного дела, что также требует определенных временных затрат. Однако следователь, в производстве которого находится уголовное дело, своевременно получает от допрашиваемого лица необходимую информацию, позволяющую планировать дальнейшее производство следственных действий по делу.
Таким образом, принятые поправки направлены на расследование уголовных дел в установленные законом разумные сроки, а также на полное и всестороннее исследование всех обстоятельств уголовного дела.
С учетом того, что в настоящее время не все подразделения органов, осуществляющих предварительное расследование, имеют соответствующее техническое оснащение, законопроект предусматривает, что допрос посредством видеоконференц-связи будет возможен лишь при наличии технической возможности.
Одновременно с этим, с учетом затратного характера предлагаемого способа допроса предложен ряд условий, при котором возможно его производство.
Законопроект актуален и в связи со сложившейся ситуации с пандемией.
Кроме того, в виду расширения в обществе взаимодействия посредством дистанционных ресурсов, необходимо учитывать потребность такого взаимодействия и в уголовно-процессуальной сфере, как возможность сокращения процессуальных сроков и расходов на совершение процессуальных действий.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.