Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1184603-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) предусматривается введение механизма налогового вычета в отношении налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, транспортного налога, земельного налога (далее - налоговый вычет), подлежащих уплате участником соглашения о защите и поощрении капиталовложений (далее - СЗПК), в целях возмещения затрат, понесенных участником СЗПК в рамках реализации инвестиционного проекта.
В частности, законопроектом предусматривается следующее:
налоговый вычет предоставляется организации, заключившей СЗПК;
в результате применения налогового вычета вышеуказанные налоги, сформированные от деятельности в рамках реализации инвестиционного проекта, который является предметом СЗПК, по итогам налогового периода могут быть снижены до нуля;
налоговый вычет по земельному налогу может быть применен при условии, если стороной СЗПК является в том числе муниципальное образование;
возможность применения налогового вычета не зависит от отдельных решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
предельный срок применения налогового вычета не может превышать предельные сроки, установленные Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ) для отдельных видов затрат;
сумма примененного налогового вычета в совокупности с объемом государственной поддержки (субсидий) не может превышать сумму понесенных затрат;
для целей применения налогового вычета налогоплательщику необходимо обеспечить ведение раздельного учета.
Предельный объем налоговых вычетов налогоплательщика определяется на основании расчета объема возмещения, предусмотренного Законом N 69-ФЗ. Предельный объем вычетов указывается в специальном уведомлении, которое направляется в ФНС России уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в целях начала применения налоговых вычетов налогоплательщиками.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Законопроектом не предусматривается введение каких-либо административных и иных ограничений, а также возложение дополнительных обязанностей на субъекты предпринимательской и иной деятельности, способствующих увеличению их издержек.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, а также не окажет отрицательного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Аналогичные по содержанию проекты федеральных законов в настоящее время в палатах Федерального Собрания Российской Федерации на рассмотрении не находятся.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (о предоставлении мер государственной поддержки организациям, реализующим инвестиционные проекты) (далее - законопроект) не потребует дополнительных бюджетных ассигнований бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Предусмотренное законопроектом введение механизма налогового вычета в отношении налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, транспортного налога, земельного налога (далее - налоговый вычет), подлежащих уплате участником соглашения о защите и поощрении капиталовложений (далее - СЗПК), не приведет к нарушению сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, поскольку предоставление налогового вычета будет осуществляться в рамках новых инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации участниками СЗПК.
Законопроект предусматривает возможность возмещения затрат за счет вновь сформированных налогов от реализации новых инвестиционных проектов, что исключит проблему возникновения выпадающих бюджетных доходов в случае расширения условий налогового возмещения в рамках СЗПК.
Объем налоговых отчислений со стороны проектов - участников СЗПК рассматривается в качестве незапланированных (недополученных) бюджетных поступлений и не закладывается в проект федерального бюджета. Большинство проектов, по которым были заключены СЗПК, ранее не были учтены в краткосрочных прогнозах Правительства Российской Федерации (так как внесут основной вклад в достижение целевых показателей на горизонте до 2030 года) и, как следствие, являются нетто-приростом инвестиций в основной капитал относительно планов, обусловленным появлением механизма СЗПК.
Отмечается, что Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" определена национальная цель "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство". В рамках достижения целевых показателей по реальному росту инвестиций в основной капитал (не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года) в период с 2020 по 2024 год планируется заключение порядка 1 000 СЗПК с общим суммарным объемом инвестиций 13 900 млрд. рублей.
Совокупный объем инвестиций в реализацию 36 новых инвестиционных проектов, в отношении которых уже заключены СЗПК, составит порядка 1 289 млрд. рублей, будет создано более 33 327 новых рабочих мест, совокупный объем налоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации составит более 2 550 млрд. рублей.
В рамках реализации механизмов возмещения затрат, предусмотренных положениями Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федераций", расчетный объем возмещения будет осуществляться исключительно в случаях, если в период операционной стадии реализации инвестиционного проекта сформированы налоги от деятельности в рамках СЗПК.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" потребует принятия следующих нормативных правовых актов.
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2020 г. N 1599 "О порядке предоставления из федерального бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных (муниципальных) предприятий) на возмещение затрат на создание (строительство), модернизацию и (или) реконструкцию обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений, а также затрат на уплату процентов по кредитам и займам, купонных платежей по облигационным займам, привлеченным на указанные цели, и определения объема возмещения указанных затрат" (вместе с "Правилами предоставления из федерального бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных (муниципальных) предприятий) на возмещение затрат на создание (строительство), модернизацию и (или) реконструкцию обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений, а также затрат на уплату процентов по кредитам и займам, купонных платежей по облигационным займам, привлеченным на указанные цели, и определения объема возмещения указанных затрат", "Общими требованиями к правилам определения объема возмещения субъектами Российской Федерации затрат на создание (строительство), модернизацию и (или) реконструкцию обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений, а также затрат на уплату процентов по кредитам и займам, купонных платежей по облигационным займам, привлеченным на указанные цели")" (далее - постановление N 1599).
Цель: приведение действующей редакции постановления N 1599 в соответствие с изменениями, проектируемыми законопроектом, в части утверждения формы уведомления о налоговом вычете для соглашений о защите и поощрении капиталовложений и порядка ее заполнения.
Обоснование необходимости подготовки: пункт 4 статьи 25.18 в редакции законопроекта.
Ответственный исполнитель: Минэкономразвития России.
Соисполнители: Минфин России, ФНС России, иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
Срок подготовки: в течение 6 месяцев со дня внесения законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Приказ ФНС России "Об утверждении электронного формата предоставления Уведомления и порядка его передачи в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи".
Обоснование необходимости подготовки: пункт 4 статьи 25.18 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции законопроекта.
Ответственный исполнитель: ФНС России.
Соисполнители: Минфин России, Минэкономразвития России.
Срок подготовки: в течение 3 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти:
3. Приказ ФНС России от 23 сентября 2019 г. N ММВ-7-3/475@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме".
Обоснование необходимости подготовки: статья 288.4 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции законопроекта.
Ответственный исполнитель: ФНС России.
Соисполнители: Минфин России, Минэкономразвития России.
Срок подготовки: в течение 3 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
4. Приказ ФНС России от 14 августа 2019 г. N СА-7-21/405@ "Об утверждении формы и формата предоставления налоговой декларации по налогу на имущество организаций в электронной форме и порядок ее заполнения, а также о признании утратившими силу приказов Федеральной налоговой службы от 31 марта 2017 г. N ММВ-7-21/271@ и от 4 октября 2018 г. N ММВ-7-21/575@".
Обоснование необходимости подготовки: статья 382.1 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции законопроекта.
Ответственный исполнитель: ФНС России.
Соисполнители: Минфин России, Минэкономразвития России.
Срок подготовки: в течение 3 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.