Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1185065-7 "О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) предусматривает создание на базе Агентства по страхованию вкладов (далее - АСВ) системы гарантирования прав участников негосударственных пенсионных фондов (далее - НПФ) по негосударственному пенсионному обеспечению (далее - НПО) на основе принципов действующей системы гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования.
По состоянию на 1 апреля 2021 года 6,2 млн граждан доверили НПФ формирование своих пенсионных сбережений по программам НПО, общий объем пенсионных резервов на эту дату составил 1,5 трлн рублей. Выплаты негосударственной пенсии за 2020 год составили 74 млрд рублей, а число получателей таких пенсий достигает 1,6 млн граждан. В этой связи деятельность НПФ по НПО (с учетом ее целей, функций и масштаба) обладает особой социальной значимостью и требует обеспечения высокого уровня защиты прав граждан-клиентов НПФ и их пенсионных сбережений.
Кроме того, с учетом демографических тенденций в развитых и развивающихся странах, а также с учетом целей и задач развития пенсионной системы, установленных Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации 1, для государства все более актуальным становится вопрос о стимулировании активного участия граждан и работодателей в добровольных пенсионных программах, предоставляющих возможность самостоятельно сберегать средства на будущую пенсию и обеспечить достойный уровень дохода после выхода на пенсию.
С учетом вышеизложенного, представляется, что достижению указанных целей будет способствовать внедрение системы гарантирования прав участников НПО (далее - СГП НПО) на основании механизмов, используемых сегодня в системе гарантирования пенсионных накоплений.
Гарантийными случаями в соответствии с законопроектом будут являться аннулирование лицензии НПФ (за исключением добровольного) или банкротство НПФ.
На этапе накопления законопроект предусматривает, что участникам будет гарантирован номинал фактически уплаченных взносов (взносов и самого участника, и его работодателя, и иных лиц), учтённых на именных пенсионных счетах, но не более предельного размера гарантируемой суммы - 1,4 млн рублей. Аналогичный предельный размер возмещения предусмотрен в настоящее время системой страхования вкладов граждан.
На этапе выплат, законопроект предусматривает гарантию выплаты любых пенсий в размере, выплачиваемом на дату наступления гарантийного случая, но не более двух размеров социальной пенсии по старости 2.
Проведенный анализ показал, что указанное ограничение размера гарантийного возмещения позволит обеспечить гарантией сохранность средств большинства участников НПО в полном объеме.
Механизм выплаты гарантийного возмещения в СГП НПО предлагается установить различным на этапах накопления и выплат, с учетом различий в объеме гарантии.
На этапе накопления, если в договоре НПО указан вкладчик, уполномоченный на принятие решения о выплате гарантийного возмещения в другой НПФ (к примеру, работодатель участника в случае корпоративной пенсионной программы), такой вкладчик вправе в течение 60 дней с даты наступления гарантийного случая заключить новый договор НПО с новым НПФ в пользу участника и подать в АСВ заявление о выплате гарантийного возмещения в новый НПФ в качестве взноса по такому новому заключенному договору. В случае, если в договоре НПО не указан такой уполномоченный вкладчик (например, в случае индивидуального пенсионного плана), или такой вкладчик не подал в установленный срок в АСВ заявление о выплате гарантийного возмещения в качестве взноса по новому пенсионному договору, выплата гарантийного возмещения осуществляется АСВ на банковский счет участника.
На этапе выплаты пенсии предлагается установить, что выплата гарантийного возмещения в объеме, достаточном для продолжения выплаты назначенной негосударственной пенсии в пределах гарантируемого объема, осуществляется путем перечисления АСВ гарантийного возмещения в другой НПФ, определённый АСВ на конкурсной основе, без заявления участника. В случае если такой конкурс был дважды признан не состоявшимся, гарантийное возмещение будет выплачено АСВ на банковский счет участника.
Гарантийное возмещение в СГП НПО будет выплачиваться за счет фонда гарантирования НПО, администрируемого АСВ и формируемого из ежегодных гарантийных взносов НПФ. Размер гарантийного взноса каждого НПФ в фонд гарантирования НПО определяется как произведение индивидуального коэффициента НПФ, базовой ставки гарантийного взноса НПФ и расчетной базы, равной величине обязательств НПФ по договорам НПО, определенной по результатам ежегодного актуарного оценивания. Индивидуальный коэффициент каждого НПФ будет определяться в диапазоне от 0,5 до 2 в зависимости от финансового положения НПФ в порядке, установленном в нормативном акте Банка России. Базовая ставка гарантийных взносов будет устанавливаться нормативным актом Банка России в диапазоне от 0,0125% до 0,2% от расчетной базы.
Предполагается, что законопроект вступит в силу с 1 января 2023 года. НПФ, осуществляющие по состоянию на указанную дату деятельность по ЕЛО будут включены в СГП НПО на основании их соответствия требованиям законодательства к деятельности НПФ.
------------------------------
1 Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.12.2012 N 2524-р.
2 С 1 апреля 2021 года размер социальной пенсии по старости составляет 5 796,76 рубля.
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.