Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1185096-7 "О внесении изменений в статью 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Статьей 23 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" закреплено право профсоюзов по просьбе членов профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры.
Однако статья 46 Гражданского процессуального кодекса РФ устанавливает право организации в случаях, предусмотренных законом, обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе. Тем самым ограничивает процессуальную возможность профсоюзов обращаться в суды в защиту интересов своих членов по собственной инициативе.
При этом Трудовой кодекс РФ полномочие профсоюза обратиться в суд с заявлением в защиту интересов работника не ставит в зависимость от наличия просьбы самого работника. Согласно части первой статьи 391 Трудового кодекса РФ, "в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам...".
Иными словами, права, предусмотренные Законом о профессиональных союзах и Трудовым кодексом РФ, не подтверждаются соответствующими нормами гражданского процессуального законодательства.
В результате до настоящего времени профсоюзы не могут самостоятельно без заявлений (просьбы) работников защищать их интересы в судах. А сами работники, опасаясь негативной реакции руководства организации и даже потери работы, далеко не всегда решаются обращаться в профсоюз с письменной просьбой о судебной защите или оформлять доверенности на представительство профсоюзами в суде.
Практика доказывает, что работник не только в трудовых правоотношениях во многом зависим от работодателя, обладающего финансовыми и административными ресурсами, но и в гражданском процессе объективно ограничен в возможностях представления доказательств при рассмотрении трудового спора в суде: например, не хватает правовой грамотности, не может самостоятельно добыть необходимые документы, свидетели отказываются выступать в суде, опасаясь репрессий со стороны работодателя и т.п.
В постановлениях высших судов России, признающих, что работник является "экономически более слабой стороной в трудовом правоотношении", неоднократно отмечается не только экономическая (материальная), но и организационная зависимость работника от работодателя, "в распоряжении которого находится основной массив доказательств по делу". Например, определение Верховного Суда РФ от 30.03.2012 N 47-В12-3, определения Конституционного Суда РФ от 13.10.2009 N 1320-О-О, от 16.12.2010 N 1650-О-О.
Отсутствие в ГПК РФ специального указания на право обращаться в суд в интересах работников по собственной инициативе осложняет профсоюзам организацию судебной защиты работников и ограничивает возможности использования гражданами в полном объеме конституционного права на судебную защиту.
Цель данного законопроекта - устранить вышеописанную нестыковку норм Трудового кодекса РФ и федерального закона о профсоюзах с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, дополнив часть первую статьи 46 ГПК РФ после слов "по их просьбе" словами ", а также по собственной инициативе".
В предлагаемой редакции часть первая статьи 46 ГПК РФ будет иметь следующее содержание:
"1. В случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе, а также по собственной инициативе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.".
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
Перечень законов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.