Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1185101-7 "О внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
Досье на проект федерального закона
Действующие в настоящее время Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и (или) инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 N 176 не предполагают получение указанной компенсации пенсионерам в случае их проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации на личном транспорте.
Указанный пробел приводит к необоснованным ограничениям прав пенсионеров при реализации предусмотренных Законом Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" гарантий.
Учитывая тот факт, что развитие дорожной инфраструктуры реализуется в регионах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" и идет активными темпами, востребованность в проезде к месту отдыха на личном автотранспорте для неработающих пенсионеров серьезно возрастет.
Таким образом, авторы предлагают расширить условия предоставления компенсации и предусмотреть возможность ее получения в случае проезда к месту отдыха на любом виде транспорта, включая и личный.
Кроме того, данное изменение, по мнению авторов, позволит в какой-то мере сэкономить федеральные бюджетные средства, так как нередко пенсионеры выезжают в отпуск семейной парой, и компенсация оплаты стоимости проезда на личном транспорте будет производиться в данном случае только одному лицу.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" возможно потребует дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета.
По статистической информации Пенсионного фонда ожидаемое количество пенсионеров-северян, которые воспользуются личным автомобильным транспортом для осуществления поездок к месту отдыха и обратно, может составить 14600 человек (6,2% от числа обратившихся за компенсацией). По представленным ниже расчётам стоимость проезда на личном автомобильном транспорте превышает стоимость проезда железнодорожным транспортом по соответствующим направлениям в целом в 2 раза.
Таблица
Маршрут следования (в качестве примера) |
Расстояние (км) |
Средняя стоимость 1 л бензина (руб.) Данные Росстата на май 2021 года |
Примерный необходимый объем бензина (л) |
Стоимость проезда личным автотранспортом (руб.) |
Стоимость проезда железнодорожным транспортом (руб./1 человек) минимальная стоимость билетов в плацкарте на 1 июня 2021 года |
Мурманск - Анапа - Мурманск |
6 800 |
47,69 |
544,0 |
25 943,3 |
14 960 |
Новый Уренгой - Краснодар - Новый Уренгой |
8 600 |
47,69 |
688,0 |
32 810,7 |
15 960 |
Нижневартовск - Туапсе - Нижневартовск |
8 000 |
47,69 |
640,0 |
30 521,6 |
15 120 |
Средняя стоимость проезда |
29 758,5 |
15 346,6 |
Дополнительные расходы федерального бюджета на осуществление компенсации неработающим пенсионерам-северянам, желающим использовать личный автотранспорт при поездке к месту отдыха и обратно, на предстоящие годы можно рассчитывать по представленной формуле.
, где
Р - дополнительные расходы федерального бюджета;
- средняя стоимость проезда личным автомобильным транспортом;
- средняя стоимость проезда железнодорожным транспортом;
К - ожидаемое количество пенсионеров, которые воспользуются личным автомобильным транспортом.
Например, в 2021 году дополнительные расходы федерального бюджета на осуществление выплаты компенсации могли бы составить ориентировочно 210,4 млн. рублей.
Тем не менее, проведенные расчеты не учитывают тот факт, что к месту отдыха на личном автомобильном транспорте пенсионеры, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, могут поехать семейной парой. В данном случае, только одно лицо сможет получить компенсацию за проезд личным автотранспортом к месту отдыха, объем которой в свою очередь равнозначен компенсации проезда железнодорожным транспортом двум лицам. Таким образом, дополнительные расходы федерального бюджета не потребуются.
Кроме того, в случае принятия законопроекта усматривается возможность поступления дополнительных средств в федеральный бюджет за счет уплаты акцизов на топливо, которым будет заправляться личное автотранспортное средство на пути к месту отдыха и обратно в различных регионах Российской Федерации.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в части уточнения условий компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионеров к месту отдыха и обратно личным транспортом) потребует внесения изменений в части порядка возмещения расходов на проезд личным транспортом пенсионеров к месту отдыха и обратно, в Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 года N 176.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.