Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1186262-7 "О внесении изменений в статью 52.1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время действующая редакция статьи 52.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" устанавливает закрытый перечень юридических лиц, которым объекты культурного наследия, включенные в реестр и находящиеся в государственной собственности, могут быть переданы в безвозмездное пользование (общественные объединения и ассоциации, уставной целью деятельности которых является сохранение объектов культурного наследия; фонды, созданные указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, уставной целью деятельности которых является сохранение исторического и культурного наследия; детские общественные объединения; общественные организации инвалидов; благотворительные организации; религиозные организации; общероссийские творческие союзы; государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие свою деятельность в сфере культуры; государственные или муниципальные образовательные организации и научные организации, являющиеся учреждениями; центры исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, созданные в соответствии с Федеральным законом от 13 мая 2008 года N 68-ФЗ "О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий"; федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления).
Вместе с тем, вне законодательного регулирования в части использования государственной собственности остались частные образовательные организации, а также частные учреждения, осуществляющие свою деятельность в сфере культуры в зданиях, являющихся объектами культурного наследия.
Данный законопроект ставит своей целью расширение перечня юридических лиц, которым объекты культурного наследия, включенные в реестр и находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, могут быть предоставляться в безвозмездное пользование на основании договора о безвозмездном пользовании, частными образовательными организациями, а также частными учреждениями, осуществляющими свою деятельность в сфере культуры.
По заключению Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга это будет иметь положительный результат, поскольку, как показывает практика, длительное не вовлечение объектов культурного наследия в хозяйственный оборот, становится следствием их дальнейшего разрушения, утраты предметов охраны или незаконного использования.
В качестве примера приводится положительный опыт передачи в аренду объекта культурного наследия исторического здания пуговичной фабрики братьев Бух частному образовательному учреждению среднего (полного) общего образования "Частная школа Шостаковичей" по договору аренды от 22.06.2010 г N 01-А007388 (далее - договор аренды).
В рамках указанного договора аренды школа обеспечила осуществление реконструкции её здания с объемом вложенных инвестиций в размере 230 005 690 рублей.
Одновременно в рамках договора аренды на школу были возложены обязательства по перечислению арендной платы, по оплате коммунальных платежей, расходов на содержание здания.
По итогам 2017 года они составили:
содержание здания - 290 500 рублей.
коммунальные платежи - 2 416 500 рублей.
арендная плата (согласно Доп. соглашению N 2 к договору аренды) - 13 891 200 рублей.
В случае передачи в безвозмездное пользование объекта культурного наследия ("Частной школы Шостаковичей) будут созданы условия для освобождения арендатора от весьма обременительной арендной платы. Кроме того, это позволит повысить долю участия субъекта Российской Федерации в вопросах контроля использования объектов культурного наследия, а также вовлечения таких объектов в гражданский оборот.
Аналогичные примеры есть в Красноярском крае.
Например, объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности Красноярского края, как "Особняк", 1946 г. (г. Красноярск, ул. Горького, 7); "Дом, в котором в марте-апреле 1897 г. Ленину В.И. неоднократно предоставляли помещение для теоретических занятий (г. Красноярск, ул. Марковского, 27) используются некоммерческими организациями, осуществляющими культурно-образовательную деятельность, на правах аренды.
По информации Министерства просвещения Российской Федерации одних только частных образовательных организаций, располагающихся в объектах культурного наследия в субъектах Российской Федерации, насчитывается 178.
По данным Министерства культуры Российской Федерации частных образовательных учреждений, располагающихся в объектах культурного наследия, насчитывается: 49 - федерального значения, 87 - регионального значения и 17 - местного (муниципального) значения.
С введением предлагаемых законопроектом изменений, при соблюдении требований Федерального закона N 73-ФЗ, становится возможным:
- предотвратить разрушения объектов культурного наследия и его утрату;
- запустить механизм, при котором высвободившиеся средства от арендной платы за использование объекта культурного наследия будут направляться арендатором на его содержание;
- повысить инвестиционную привлекательность субъектов РФ, а также обеспечить финансово-экономическую устойчивость и платежеспособность расположенных на объектах культурного наследия (на основании договора о безвозмездном пользовании) организаций и учреждений в сфере образования и культуры.
Следует также отметить, что подавляющее большинство субъектов Российской Федерации - 64, поддерживает представленный законопроект и как показал опрос, считают, что принятие данной нормы не приведет к сокращению доходной части регионального бюджета.
Законопроект был доработан с учетом замечаний, изложенных в заключении Правительства Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 52.1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 52.1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Законопроектом субъекты Российской Федерации наделяются правом самостоятельного определения порядка передачи объектов культурного наследия, включенных в реестр и находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, частным образовательным организациям, а также частным учреждениям, осуществляющим свою деятельность в сфере культуры. В случаях принятия субъектами Российской Федерации решения о передаче таких объектов по договорам безвозмездного пользования может возникнуть ситуация с не поступлением в региональные бюджеты денежных средств от арендной платы, взимаемой в настоящее время с арендаторов за пользование соответствующим объектом недвижимости, являющимся объектом культурного наследия.
Вместе с тем, с принятием данного законодательного акта указанные учреждения по условиям договоров будут иметь возможность направлять высвободившиеся средства на содержание объектов культурного наследия, в которых они располагаются.
Согласно данным проведенного опроса субъектов Российской Федерации подавляющее их большинство (64) поддерживают законопроект в предложенной редакции.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 52.1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в статью 52.1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.