Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1186295-7 "О внесении изменений в статью 50 Водного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Согласно стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года, утвержденной Законом Республики Крым от 09.01.2017 N 352-3PK/2017, эффективное функционирование санаторно-курортной и туристской сфер остается одним из приоритетных направлений развития Республики Крым. При этом на территории республики пляжи являются наиболее востребованными объектами туристской индустрии.
С целью создания условий для массового отдыха жителей муниципальных образований Республики Крым и организации обустройства мест массового отдыха населения постановлением Совета министров Республики Крым от 20 декабря 2016 года N 615 утверждены Методические рекомендации по благоустройству пляжей общего пользования на территории муниципальных образований в Республике Крым. Утвержденный методическими рекомендациями механизм использования хозяйствующими субъектами участков морского побережья для организации пляжного отдыха на основании договоров о благоустройстве пляжей общего пользования успешно реализуется на территории Республики Крым.
Так, в 2020 году на территории Республики Крым функционировало 437 пляжей, в том числе 241 пляж (более 50%) на основании заключенных договоров о благоустройстве.
В течение 2016 - 2020 годов общий объем инвестиций в рамках реализации мероприятий, предусмотренных договорами о благоустройстве пляжей общего пользования, составил 1 186 млн. рублей.
Договор о благоустройстве пляжа общего пользования позволяет хозяйствующему субъекту использовать земельный участок без внесения платежей за землю (что является особенно актуальным с учетом возможности функционирования пляжей не более 4 месяцев в году). В течение срока действия такого договора пользователю предоставляется право для размещения нестационарных торговых объектов без проведения конкурентных процедур. Стоит отметить, что организация благоустройства пляжа общего пользования в рамках реализации договоров о благоустройстве пляжей позволяет органам местного самоуправления муниципальных образований решить проблему по созданию безопасных и комфортных условий для пребывания отдыхающих без выделения средств из местных бюджетов.
Для организации отдыха на пляжах, как правило, используются объекты, включенные в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300. Возможность использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения указанных объектов предусмотрена пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, в соответствии с частями 1, 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным Водным кодексом и другими федеральными законами. На основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований приобретается, в том числе, в целях использования акватории водных объектов.
Статьей 16 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено заключение договора водопользования по результатам аукциона за исключением некоторых случаев, к числу которых не относится использование хозяйствующим субъектом участка побережья на основании договора о благоустройстве. Таким образом, указанный хозяйствующий субъект сталкивается с необходимостью заключения договора водопользования по результатам аукциона, без гарантии получить право пользования акваторией в итоге.
При этом практика участия в аукционах по приобретению права на заключение договора водопользования показывает, что в таких аукционах в основном участвуют и побеждают физические и юридические лица, в дальнейшем не заинтересованные и не планирующие использовать акваторию водного объекта, целью которых является извлечение материальной выгоды, в том числе отказ от принятия участия в аукционе либо за переуступку права пользования акваторией. В этой связи хозяйствующие субъекты, осуществляющие рекреационную деятельность, часто лишаются возможности осуществлять свою деятельность либо несут неоправданные дополнительные расходы для получения права пользования акваторией.
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 50 Водного кодекса Российской Федерации" предлагается наделить юридические и физические лица, использующие земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные в границах береговой полосы водного объекта общего пользования Республики Крым, без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях, установленных пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, правом использовать акваторию водных объектов, необходимых для эксплуатации ими пляжей, на основании договора водопользования, заключаемого без проведения аукциона.
Внесение предлагаемых изменений позволит разрешить ситуацию, сложившуюся в Крыму в настоящее время в вопросах пользования акваторией хозяйствующими субъектами, осуществляющими рекреационную деятельность, и направлено на обеспечение дальнейшего стабильного развития пляжного отдыха в Республике Крым.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 50 Водного кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 50 Водного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 50 Водного кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 50 Водного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения и принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.