Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 1036076-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части совершенствования учета общественного мнения при принятии решений по вопросам местного значения"
внесен депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, И.А. Ананских, М.В. Емельяновым, О.А. Ниловым, О.В. Шеиным, Д.А. Иониным
(утв. решением Комитета от 19 января 2021 г. N 156/03)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 1036076-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части совершенствования учета общественного мнения при принятии решений по вопросам местного значения" направлен на уточнение положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) о проведении публичных слушаний, общественных обсуждений и опроса граждан.
В связи с данной законодательной инициативой Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления отмечает следующее.
Авторами законопроекта предлагается уточнить понятия "проведение публичных слушаний по инициативе населения", "заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний", "заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта". С этой целью вносятся соответствующие изменения в части 2 и 4 статьи 28 Федерального закона N 131-ФЗ.
Законопроектом устанавливается, что под проведением публичных слушаний по инициативе населения понимается подача заявления от имени не менее 0.1 процентов жителей соответствующего муниципального образования с просьбой проведении публичных слушаний и указанием выносимого на публичные слушания вопроса. Также предлагается установить конкретный срок оповещения жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний - "не позднее, чем за 7 рабочих дней до проведения публичных слушаний", а также срок ознакомления жителей муниципального образования с проектом муниципального правового акта - "не позднее чем, за 3 рабочих дня до проведения публичных слушаний".
Следует отметить, что термины, аналогичные уточненным в законопроекте, содержатся также в статьях 25 и 29 Федерального закона N 131-ФЗ (они касаются проведения схода граждан и собрания граждан). Однако законопроект не устанавливает в отношении них соответствующих уточнений.
В соответствии с частью 4 статьи 28 Федерального закона N 131-ФЗ порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Соответственно установление конкретного срока оповещения жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, срока ознакомления жителей муниципального образования с проектом муниципального правового акта и доли обратившихся с заявлением жителей, необходимой для проведения публичных слушаний, является прерогативой органов местного самоуправления.
По мнению Комитета, установление единых сроков для всех муниципальных образований является необоснованным, поскольку авторами законопроекта не учитываются существенные различия муниципальных образований по численности населения, размерам территории и т.д.
Предлагаемое законопроектом проведение публичных слушаний по инициативе населения при подаче заявления от имени не менее 0.1 процента жителей муниципального образования представляется нецелесообразным. Если данная норма не вызовет затруднения при реализации права граждан на реализацию инициативы проведения публичных слушаний в небольших поселениях, то в более крупных муниципальных образованиях, таких как городской округ, муниципальный район, муниципальный округ, указанная норма вряд ли найдет свое практическое применение.
Аналогичные замечания имеются также и к предлагаемой норме пункта 1 части 3 статьи 31 Федерального закона N 131-ФЗ, согласно которой опрос граждан по инициативе населения проводится путем подачи заявления не менее чем 0.1 процента жителей соответствующего муниципального образования.
Проектом федерального закона предлагается также установить, что принятое по результатам проведения общественного обсуждения или публичного слушания решение является обязательным для исполнения, а муниципальные правовые акты, принимаемые после проведения общественного обсуждения или публичного слушания, не должны противоречить решению, принятому по результатам проведения общественного обсуждения или публичного слушания. Предлагаемая норма не соответствует части 2 статьи 43 Федерального закона N 131-ФЗ, устанавливающей, что актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов являются устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан). Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить указанным актам.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Вместе с тем из проектируемых положений Федерального закона N 131-ФЗ не ясен правовой статус решения, принимаемого по результатам проведения общественных обсуждений и публичных слушаний, в связи с чем закрепление предложенного законопроектом требования о соответствии муниципальных правовых актов данному решению представляется не вполне корректным.
Публичные слушания и общественные обсуждения направлены на выявление мнения населения по определенным вопросам местного значения.
Право принятия общеобязательных решений по важнейшим вопросам, затрагивающим интересы жителей, отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. При этом органы местного самоуправления могут аргументированно не согласиться с теми предложениями и замечаниями, которые были сформулированы на публичных слушаниях или общественных обсуждениях.
Предложенные авторами законопроекта изменения порядка проведения публичных слушаний и общественных обсуждений не соответствуют правовой природе и назначению данных правовых институтов по учету мнения населения муниципального образования и, по сути, могут привести к подмене иных действующих правовых институтов - местного референдума и схода граждан.
Авторами законопроекта предлагается также внести в пункт 1 части 3 статьи 31 Федерального закона N 131-ФЗ изменение, предусматривающее, что опрос граждан по вопросам местного значения будет проводиться не только по инициативе представительного органа муниципального образования и главы муниципального образования, но и по инициативе населения. Данное изменение не согласуется с понятием опроса граждан, который проводится для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рекомендует Государственной Думе при рассмотрении в первом чтении отклонить проект федерального закона N 1036076-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части совершенствования учета общественного мнения при принятии решений по вопросам местного значения", внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, И.А. Ананских, М.В. Емельяновым, О.А. Ниловым, О.В. Шеиным, Д.А. Иониным.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.