Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 1 июня 2021 г. N 3.1-05/2081
по проекту федерального закона N 992248-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", принятому Государственной Думой 19 мая 2021 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (проект N 992248-7) внесен в Государственную Думу 20 июля 2020 года Правительством Российской Федерации с названием "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам защиты прав и законных интересов физических лиц при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности" и был принят Государственной Думой 17 февраля 2021 года в первом чтении, 18 мая 2021 года - во втором чтении, 19 мая 2021 года - в третьем чтении.
Данный Федеральный закон разработан и принят в целях реализации подпункта "а" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по вопросам контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности, утвержденного Президентом Российской Федерации от 17 мая 2019 года N Пр-853.
Федеральный закон направлен на защиту прав граждан от действий кредитных организаций, связанных с взиманием просроченной задолженности по кредитным платежам.
В этих целях Федеральным законом вносится изменение в часть 1 статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), предусматривающее распространение действия данной нормы на действия кредитных организаций, направленные на возврат просроченной задолженности и нарушающие законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности.
При этом во избежание двойного привлечения к административной ответственности за одно и то же нарушение и исключение конкуренции новой редакции части 1 статьи 14.57 Кодекса с действующими нормами Кодекса, которыми в настоящее время предусмотрена административная ответственность должностных и юридических лиц за совершение действий, направленных на возврат задолженности по договору потребительского займа, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о потребительском кредите (займе), микрофинансовой организацией (часть 5 статьи 15.26.1 Кодекса), ломбардом (часть 2 статьи 15.26.2 Кодекса), кредитным кооперативом (часть 5 статьи 15.38 Кодекса) названные нормы Кодекса Федеральным законом признаются утратившими силу.
Также Федеральный закон предусматривает увеличение в 2 - 2,5 раза размеров административных штрафов, установленных в настоящее время частью 1 статьи 14.57 Кодекса для должностных и юридических лиц, установив тем самым за совершение действий, направленных на возврат просроченной задолженности и нарушающих законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, штрафные санкции для кредиторов и иных лиц, действующих от их имени и (или) в их интересах, аналогичные санкциям, установленным в части 2 данной статьи, предусматривающей административную ответственность включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности.
Изменения корреспондирующего характера Федеральным законом вносятся в часть 1 статьи 3.5 Кодекса.
Кроме того, Федеральный закон предусматривает передачу полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.57 Кодекса, от судей должностным лицам ФССП России.
Для этого Федеральный закон дополняет главу 23 Кодекса новой статьей 23.92 "Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр" и вносит изменения в части 1 и 2 статьи 23.1, части 1 и 2 статьи 23.74 Кодекса, а также признает утратившим силу пункт 104 части 2 статьи 28.3 Кодекса.
Вносимые Федеральным законом изменения позволят усовершенствовать механизм защиты прав граждан от недобросовестных действий при осуществлении возврата просроченной задолженности, а также снизить нагрузку на судебные органы.
Для реализации Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Комитет Совета Федерации по экономической политике и Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам предлагают одобрить данный Федеральный закон.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Председатель комитета |
A.A. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.