Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1188832-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время существуют акционерные общества, которые имеют в названии указание на публичность, но акции которых публично не размещаются и не обращаются. Существование таких акционерных обществ стало возможным из-за того, что вступившие в силу с 1 сентября 2014 года изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) не предусматривали для получения публичного статуса обязанности регистрировать проспект акций. Такая обязанность была введена позднее - после вступления в силу Федерального закона от 29 июня 2015 года N 210-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 210-ФЗ), которым были внесены соответствующие изменения в Федеральный закон от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
В качестве решения этой проблемы Закон N 210-ФЗ обязывал в срок до 1 июля 2020 года акционерные общества, которые имеют в названии указание на публичность, но акции которых публично не размещаются и не обращаются, зарегистрировать проспект акций либо исключить из устава общества указание на публичный статус (ч. 7 ст. 27 Закона N 210-ФЗ). В связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) срок выполнения указанной выше обязанности был перенесен на 1 января 2021 года 1.
Однако поскольку для исключения из устава общества указания на публичный статус требовалось решение общего собрания акционеров, принятого большинством в три четверти голосов, часть акционерных обществ не смогла выполнить требования ч. 7 ст. 27 Закона N 210-ФЗ ни к 1 июля 2020 года, ни к 1 января 2021 года и остается в прежнем состоянии (с наименованием, указывающим на публичность, но без публичного размещения и обращения акций). Такая ситуация в ряде случаев вызвана так называемыми "дедлоками", предполагающими, что акционеры не могут принять корпоративное решение из-за противоположных позиции по вопросу и отсутствия у каждой стороны необходимого большинства для принятия нужного ей решения.
Такое положение ведет к тому, что третьи лица вводятся в заблуждение относительно реального статуса таких акционерных обществ. Помимо этого, такие акционерные общества находятся в состоянии формального нарушения положений законодательства в связи с чем несут риски, ограничивающие полноценное участие таких обществ в хозяйственной деятельности.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях решения обозначенной проблемы.
Законопроект предлагает предоставить акционерным обществам, не выполнившим требования ч. 7 ст. 27 Закона N 210-ФЗ, возможность прекратить публичный статус в упрощенном порядке, который будет урегулирован в новой ч. 7.1 указанной статьи. Упрощенный порядок предполагает, что решение о прекращении статуса принимается тремя четвертями голосов на общем собрании акционеров или простым большинством голосов на повторном общем собрании акционеров.
Повторное общее собрание акционеров проводится в случае отсутствия на общем собрании акционеров кворума или большинства голосов акционеров, необходимого для принятия решения о прекращении статуса. В акционерных обществах с числом акционеров более 500 акционеры, голосовавшие против или не принимавшие участия в голосовании, получают право требовать выкупа принадлежащих им акций. Если к выкупу будет заявлено акций на сумму, превышающую 10% от чистых активов общества, то акции выкупаются пропорционально. Изменения в ч. 7 ст. 27 Закона N 210-ФЗ не вносятся.
По смыслу ГК РФ и реформы гражданского законодательства возможность существования обществ, в наименовании которых имеется указание на публичность, но которые не имеют публичного обращения акций, обуславливается только тем, что такие общества в ближайшем будущем осуществят публичное размещение своих акций и станут отвечать основным признакам публичности. Вместе с тем акционерные общества, не выполнившие требования ч. 7 ст. 27 Закона N 210-ФЗ, не могут рассматриваться как общества, которые в ближайшее время осуществят публичное размещение своих акций. Эти общества не вышли на биржу в течение более пяти с половиной лет переходного периода и с учетом возможного наличия у них дедлоков, скорее всего, и в дальнейшем не смогут это сделать. С учетом этого не имеет смысла сохранение за такими обществами статуса "будущих" публичных обществ.
Более соответствующим изначальным целям реформы представляется прекращение публичного статуса таких обществ. Такое решение позволит привести их юридический статус в соответствие с их реальным положением. Реальное положение этих обществ таково, что они не имеют публичного обращения акций и, скорее всего, не реализуют свое право на него. Приведение юридического и реального статуса в соответствие друг другу позволит прекратить введение третьих лиц в заблуждение относительно того, имеет ли данное общество публичное обращение акций.
Законопроект также учитывает, что порядок прекращения публичного статуса должен быть проще чем ранее действовавший порядок, предусмотренный ч. 7 ст. 27 Закона N 210-ФЗ. Это необходимо, чтобы учесть дедлоки, которые помешали разрешить проблему со статусом общества во время действия переходного периода. Для этого предлагается предусмотреть возможность принятия решения о прекращении публичного статуса простым большинством на повторном общем собрании акционеров. Основанием проведения повторного собрания предлагается закрепить отсутствие кворума или необходимого большинства в три четвертых от числа акционеров - владельцев голосующих акций, принявших участие в собрании.
В законодательстве в настоящее время есть пример, когда при проведении повторного собрания на нем применяются менее строгие требования к большинству, необходимому для принятия решения. Так, при принятии решения о ликвидации сельскохозяйственного кооператива необходимо большинство в две трети голосов от общего числа членов кооператива, однако если из-за отсутствия кворума созывается повторное собрание, то на нем уже достаточно две трети голосов от числа членов кооператива, присутствующих на собрании (п. 3 ст. 20 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации").
Введение упрощенного порядка предлагается сбалансировать введением права требовать выкупа своих акций для акционеров, голосовавших против или не принимавших участия в голосовании. При этом возможность требовать выкупа предлагается предоставить только в обществах с числом акционеров более 500.
Такой подход в целом соответствует подходам, реализованным в действующем законодательстве и, в частности, подходу, реализованному в п. 3 ст. 92.1 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". Данная норма предоставляет акционерам непубличного общества право требовать выкупа своих акций в случае принятия общим собранием решения об обращении в Банк России с заявлением об освобождении от обязанности раскрывать и предоставлять информацию только в обществах с числом акционеров более 500. Аналогичный критерий предлагается использовать для применения выкупа в ситуации с акционерными обществами, не выполнившими требования ч. 7 ст. 27 Закона N 210-ФЗ.
При конструировании норм о выкупе предлагается учесть общее правило о пропорциональном выкупе при заявлении к выкупу акций на сумму, превышающую 10% от стоимости чистых активов общества. Данное правило закрепляется в законе в качестве общего правила (п. 5 ст. 76 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"). Представляется неправильным заимствование специальной нормы о том, что если к выкупу заявлено акций больше, чем по закону может быть выкуплено, то решение по вопросу, дающему право на выкуп, не вступает в силу (п. 4 ст. 7.2 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и др.). Применение специального порядка будет препятствовать прекращению публичного статуса, что не позволит достичь целей законопроекта по разрешению проблемы квазипубличных акционерных обществ. Предлагается закрепить применение общего правила, предполагающего пропорциональный выкуп акций.
Учитывая, что проблема, связанная со статусом акционерных обществ, не выполнивших требования ч. 7 ст. 27 Закона N 210-ФЗ, требует скорейшего разрешения, законопроект устанавливает специальный порядок вступления в силу его положений - положения вступают в силу с момента опубликования федерального закона.
Законопроект не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие федерального закона не потребует выделения дополнительных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В Законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля за деятельностью некоммерческих организаций, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
------------------------------
1Федеральный закон от 07.04.2020 N 115-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части унификации содержания годовых отчетов государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, а также в части установления особенностей регулирования корпоративных отношений в 2020 году и о приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации".
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в целях приведения правового статуса публичных акционерных обществ в соответствие с законодательством Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.