Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1188754-7 "О внесении изменений в статьи 24 и 37 Федерального закона "О пожарной безопасности"
Досье на проект федерального закона
Трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы) согласно статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации указывается в трудовом договоре. При этом с выполнением работ по определённым должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений. Наименования таких должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации или профессиональным стандартам.
Указанное предоставление компенсаций и льгот, а также наличие ограничений имеют место в выполнении работ и оказании услуг в области пожарной безопасности и вызывают необходимость приведения положений Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее Федеральный закон "О пожарной безопасности") в соответствие с положениями Трудового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, решение вопроса о целесообразности включения соответствующих норм в конкретные законодательные акты при условии их наличия в Трудовом кодексе Российской Федерации относится к усмотрению законодателя.
Аргументацией обязательности соответствия работников, привлекаемых к выполнению работ и услуг в области пожарной безопасности, квалификационным требованиям или профессиональным стандартам выступает необходимость наличия у указанных работников специальных знаний или специальной подготовки для защиты жизни и здоровья граждан.
Тезис о том, что "человеческий фактор остается одной из основных причин крупных техногенных аварий и пожаров" является одним из выводов "Стратегии в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года" утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 16 октября 2019 года N 501.
В 2018 году на пожарах погибло 7909 человек, в 2019 году - 9461 человек.
По официальной информации МЧС России прямой материальный ущерб, связанный с несрабатыванием систем пожарной автоматики при возникновении пожара в 2018 году составил 211 220 тысяч рублей, в 2019 году - 420 055 тысяч рублей. Прямой материальный ущерб от пожаров на объектах, где была отключена система пожарной автоматики, в 2018 году составил 11 148 тысяч рублей, в 2019 году - 51 784 тысячи рублей.
Снижение показателей смертности и прямого ущерба возможно посредством привлечения к обеспечению пожарной безопасности квалифицированных работников.
Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон "О пожарной безопасности" нормами, содержащими требование о соответствии работников и лиц, привлекаемых к выполнению видов деятельности в области пожарной безопасности, квалификационным требованиям и профессиональным стандартам, а также обязанность руководителя организации назначать работника, ответственного за обеспечение пожарной безопасности, соответствующего указанным требованиям.
Кроме того, в целях сохранения трудовых гарантий и прав работников и лиц, привлекаемых к видам деятельности в области пожарной безопасности, на установление новых требований предусмотрены девяносто дней со дня официального опубликования федерального закона после его принятия.
Предлагаемые изменения внесут значительный вклад в реализацию задач по развитию системы профилактики пожаров, внедрение механизмов и технологий осуществления пожарного надзора основанного на применении риск-ориентированного подхода, достижение целевых показателей по снижению гибели на пожарах и прямого материального
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 24 и 37 Федерального закона "О пожарной безопасности"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 24 и 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 24 и 37 Федерального закона "О пожарной безопасности"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 24 и 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.