Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 1 июня 2021 г. N 3.1-05/2072
по проекту федерального закона N 1023005-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", принятому Государственной Думой 19 мая 2021 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (проект N 1023005-7) внесен в Государственную Думу 18 сентября 2020 года депутатами Государственной Думы В.И. Пискаревым, Д.Ф. Вяткиным и был принят Государственной Думой 16 декабря 2020 года в первом чтении, 18 мая 2021 года - во втором чтении, 19 мая 2021 года - в третьем чтении. В ходе подготовки законопроекта ко второму чтению сенаторами Российской Федерации И.В. Рукавишниковой и А.Д. Башкиным в Государственную Думу направлены 4 поправки, из которых 3 приняты, а 1 отклонена.
Федеральный закон направлен на совершенствование правового регулирования вопросов административной ответственности за правонарушения в сфере обеспечения соблюдения требований по защите информации с ограниченным доступом.
В этих целях Федеральным законом вносятся изменения в статью 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которыми в 10 раз увеличиваются размеры административных штрафов, установленные названной статьей КоАП РФ за разглашение информации с ограниченным доступом для граждан и должностных лиц, для должностных лиц вводится альтернативное административному штрафу наказание в виде дисквалификации на срок до трех лет, а также устанавливается за совершение указанных правонарушений административная ответственность юридических лиц.
Одновременно Федеральным законом вводится административная ответственность граждан, должностных и юридических лиц за получение информации любым незаконным способом, доступ к которой ограничен федеральным законом, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5.53, частями 1 и 2 статьи 13.11, статьей 14.29, частью 5 статьи 15.19, частью 2 статьи 17.13 КоАП РФ, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Для этого Федеральный закон дополняет КоАП РФ новой статьей 13.14.1 "Незаконное получение информации с ограниченным доступом".
Ответственность за совершение названных правонарушений устанавливается в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификации на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Кроме того, в связи с совершенствованием законодательства в части применения меры безопасности в виде обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемых лицах и об их имуществе статья 17.13 КоАП РФ излагается с новым названием и в новой редакции: "Незаконное распространение сведений о защищаемых лицах".
В частности, новой редакцией статьи 17.13 КоАП РФ устанавливается административная ответственность за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной защите требований по обеспечению конфиденциальности сведений о защищаемых лицах и об их имуществе (часть 1), а также за сбор, передачу (распространение, предоставление, доступ) персональных данных судей, прокурорских работников, следователей, лиц, производящих дознание, сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих, сотрудников органов федеральной службы безопасности, сотрудников органов государственной охраны, сотрудников органов внешней разведки Российской Федерации, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов или учреждений уголовно-исполнительной системы, сотрудников таможенных органов или сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации в связи с осуществлением ими служебной деятельности или выполнением такими лицами общественного долга либо персональных данных близких таких лиц, совершенные с нарушением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 указанной статьи (часть 2), если эти вышеперечисленные действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. При этом размеры административных штрафов, установленные в настоящее время статьей 17.13 КоАП РФ для граждан и должностных лиц, увеличиваются более чем в 60 раз, для должностных лиц вводится альтернативное административному штрафу наказание в виде дисквалификации на срок до трех лет, а также устанавливается за совершение названных правонарушений административная ответственность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Во избежание конкуренции норм Федеральным законом вносятся изменения в части 1 и 2 статьи 13.11 и статью 13.14 КоАП РФ, предусматривающие исключение из сферы действия названных норм КоАП РФ административных правонарушений, предусмотренных новой редакцией статьи 17.13 КоАП РФ.
Изменения корреспондирующего характера Федеральным законом вносятся в часть 1 статьи 3.5 КоАП РФ.
В целях обеспечения механизма реализации новых норм КоАП РФ Федеральным законом вносятся соответствующие изменения в пункты 1, 56 и 58 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ.
Вносимые Федеральным законом изменения будут способствовать повышению эффективности обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемых лицах и об их имуществе, а также обеспечения соблюдения требований по защите информации с ограниченным доступом.
Для реализации Федерального закона не потребуется принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу иных актов федерального законодательства.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности предлагает одобрить данный Федеральный закон.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.