Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 28 мая 2021 г. N 5.1-01/1538
по проекту федерального закона N 1025645-7 "О внесении изменений в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", принятому Государственной Думой 26 мая 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект (N 1025645-7) названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу с наименованием "О внесении изменений в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации" Правительством Российской Федерации 25 сентября 2020 года, принят Государственной Думой в первом чтении 10 марта 2021 года, во втором чтении - 25 мая 2021 года.
Федеральный закон направлен на обеспечение защиты прав и законных интересов собственников жилых домов при расчете платы за коммунальную услугу, а также совершенствование отношений по функционированию, модернизации и эксплуатации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, защите государственных информационных ресурсов.
Федеральным законом в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации вносятся изменения, направленные на установление ответственности исполнителя коммунальной услуги за нарушение порядка расчета платы за коммунальную услугу не только перед собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, но также и перед собственником жилого дома.
При принятии Государственной Думой во втором чтении в проект названного Федерального закона были внесены поправки концептуального характера - он был дополнен положениями о внесении изменений в Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства".
Федеральный закон установил, что оператор системы обязан обеспечивать соответствие системы требованиям законодательства Российской Федерации, бесперебойное функционирование системы, возможность интеграции и взаимодействия иных информационных систем с системой и несет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях за несоответствие системы указанным требованиям.
Федеральным законом уточняются права и обязанности участников информационного взаимодействия, в том числе предусматривается заключение оператором системы с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, соглашения об особенностях взаимодействия при эксплуатации и модернизации системы и определяются его существенные условия. Дополняются нормы, регулирующие правовой режим информации, размещенной в системе, и программ для электронных вычислительных машин системы, в том числе определяется, что исключительные и иные интеллектуальные права на созданные оператором системы за счет собственных средств программы для электронных вычислительных машин и иные результаты интеллектуальной деятельности, а также приравненные к ним средства индивидуализации, связанные с созданием и модернизацией системы, принадлежат оператору системы, который вправе распоряжаться принадлежащими ему интеллектуальными правами с учетом установленных ограничений.
Дополняются правила взаимодействия системы и иных информационных систем: оно может осуществляться, в том числе с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме. Правительство Российской Федерации устанавливает случаи и порядок взаимодействия системы с гражданами при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций, а также при предоставлении иных услуг посредством единого портала государственных и муниципальных услуг.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон регулирует вопросы, которые согласно пункту "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации, согласно пункту "к" (жилищное, административное законодательство) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон вступит в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания".
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как не касается вопросов, указанных в статье 106 Конституции Российской Федерации. Федеральный закон может быть рассмотрен в Совете Федерации не позднее 10 июня 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, первому заместителю председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.А. Шевченко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.