Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1191150-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 92 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 3683-р.
Законопроектом предусматривается наделение Правительства Российской Федерации полномочием по формированию и ведению единого реестра конечных получателей государственной поддержки инновационной деятельности, а также утверждение на законодательном уровне положений о единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения.
Необходимость создания информационной системы "Единый реестр конечных получателей государственной поддержки инновационной деятельности" (далее - реестр) обусловлена важностью задачи по определению компаний, осуществляющих инновационную деятельность, и технологических предпринимателей. Инновационная сфера носит сквозной характер, и определение вовлеченности предпринимателей в реализацию инновационных проектов невозможно в рамках существующих механизмов, включающих использование данных ОКВЭД или анализ форм статистической отчетности.
В связи с этим формирование реестра необходимо в целях наиболее полного и точного определения сообщества компаний, осуществляющих инновационную деятельность, и технологических предпринимателей на данном этапе развития инновационной экосистемы.
Кроме того, кризис, вызванный распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, оказал существенное негативное влияние на высокотехнологичный сектор. При этом эффект кризисных воздействий на инновационные технологические компании отличается от влияния кризиса на традиционные отрасли и носит более отсроченный, глубокий и продолжительный характер.
Так, трудности в продвижении высокотехнологичной продукции на рынок будут наблюдаться даже после восстановления экономики в связи с тем, что предприятия сначала будут направлять средства на ликвидацию операционных последствий кризиса.
Таким образом, определение сообщества компаний, осуществляющих инновационную деятельность, и технологических предпринимателей с помощью реестра необходимо в целях эффективного предоставления государственной поддержки инновационной деятельности.
Формирование и ведение реестра позволит регулярно получать статистическую информацию о конечных получателях государственной поддержки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, которая будет способствовать выработке мер по повышению эффективности государственной поддержки инновационной деятельности. Реестр будет являться лишь аналитическим инструментом, позволяющим получать "обратную связь" и замерять эффекты (экономические, социальные, технологические и прочие) от реализации мер государственной поддержки инновационной деятельности, а Минэкономразвития России впоследствии будет учитывать полученную информацию при проектировании новых и корректировке существующих мер поддержки. При этом использование информации реестра институтами инновационного развития для принятия решений о финансировании инновационных проектов регламентируется внутренними процедурами и локальными нормативными актами указанных организаций.
Реестр будет функционировать как иная информационная система (в терминологии Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"), представляющая собой автоматизированную информационную систему, функционирующую на базе существующих информационных систем и программного обеспечения, имеющегося и (или) планируемого к созданию Минэкономразвития России. В связи с этим создание реестра в виде автоматизированной информационной системы не приведет к необходимости вовлечения дополнительного числа государственных служащих. Нормативное обеспечение деятельности реестра возможно осуществить в рамках существующей штатной численности структурного подразделения Минэкономразвития России. Дополнительных бюджетных ассигнований также не потребуется.
Законопроектом предусматривается включение в реестр следующей информации:
об идентификационном номере налогоплательщика конечного получателя государственной поддержки;
о субъекте, предоставляющем государственную поддержку инновационной деятельности конечному получателю государственной поддержки;
о форме государственной поддержки инновационной деятельности конечного получателя государственной поддержки, в том числе об объемах средств, фактически доведенных до получателя государственной поддержки инновационной деятельности;
об объеме финансового обеспечения инновационных проектов за счет средств государственной поддержки инновационной деятельности;
об инновационном проекте, реализуемом конечными получателями государственной поддержки.
Порядок формирования и ведения реестра, перечень дополнительных сведений, включаемых в реестр, порядок доступа к сведениям, содержащимся в нем, а также требования к информационному взаимодействию между реестром, государственными и муниципальными информационными системами, информационными системами институтов инновационного развития предлагается закрепить нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
Полномочия по формированию и ведению реестра предлагается закрепить за федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности.
Обладателем информации, содержащейся в реестре, является Российская Федерация.
При этом порядок предоставления доступа к реестру институтов инновационного развития, механизм контроля достоверности, актуальности и полноты сведений реестра, перечни видов информации, предоставляемой в реестр в обязательном порядке, будут определены в нормативном правовом акте Правительством Российской Федерации. Также законопроектом предусматривается, что для принятия решения о предоставлении государственной поддержки институт инновационного развития вправе с согласия конечного получателя государственной поддержки запрашивать информацию о нем из реестра, государственных и муниципальных информационных систем, информационных систем институтов инновационного развития на безвозмездной основе. Указанная норма в законопроекте позволит снизить существующую нагрузку на конечных получателей государственной поддержки, связанную со сбором документов из разных государственных и муниципальных информационных систем, необходимых для формирования заявки, подаваемой в институт инновационного развития в целях получения государственной поддержки. Временные затраты при формировании заявки приводят к затягиванию рассмотрения вопроса о предоставлении государственной поддержки.
В целях всестороннего отражения информации обо всех стадиях научной, научно-технической и инновационной деятельности законопроектом предлагается закрепить на законодательном уровне положения о единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (далее соответственно - единая государственная информационная система, ЕГИС, НИОКТР), созданной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 327 "О единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения".
ЕГИС формируется и ведется в целях обеспечения единого подхода к управлению научными исследованиями и разработками по всем направлениям развития науки, технологий и техники, планируемыми и (или) проводимыми с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также на которые предусматривается возмещение затрат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается, что создание, модернизация и эксплуатация единой государственной информационной системы, а также иные функции оператора единой государственной информационной системы обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности.
Законопроектом в соответствии с уже определенными нормами (Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре", постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1492 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации") устанавливается круг лиц, которые будут в обязательном порядке размещать сведения в ЕГИС.
Также ЕГИС станет информационной системой, посредством которой Российская академия наук будет осуществлять научно-методическое руководство деятельностью научных организаций и организаций высшего образования в соответствии с Федеральным законом от 27 сентября 2013 г. N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В ЕГИС в обязательном порядке будут размещаться проекты и утвержденные тематики научных исследований, проекты и утвержденные планы научных работ, а также отчеты о выполнении НИОКТР указанных в данном абзаце организаций.
Также законопроектом устанавливается перечень лиц, которые размещают в ЕГИС информацию о НИОКТР, проведенных за счет внебюджетных источников, и которые исключаются из налогооблагаемой базы налога на прибыль организаций с коэффициентом 1,5. В данном случае в соответствии с пунктом 8 статьи 262 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики вправе не предоставлять отчеты о выполнении НИОКТР в налоговый орган.
Законопроектом предусматривается, что в ЕГИС будет отражаться следующая информация:
а) сведения о начинаемых научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работах гражданского назначения (далее - работы);
б) сведения о результатах работ, предоставляемых в форме обязательных экземпляров неопубликованных документов (отчетов о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, защищенных диссертаций на соискание ученых степеней, алгоритмов и программ), их реферативно-библиографические описания и сведения о наличии заявления о предоставлении любым лицам возможности безвозмездно использовать такие результаты на определенных условиях или об условиях открытой лицензии на использование таких результатов;
в) отчеты о выполненных научных исследованиях и(или) опытно-конструкторских разработках (отдельных этапах работ), право на предоставление которых налогоплательщиками предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации;
г) сведения о правообладателях и правах на созданные в процессе выполнения работ результаты интеллектуальной деятельности, сведения об изменении состояния их правовой охраны, а также сведения о практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности;
д) проекты тематики научных исследований, тематики научных исследований, проекты планов научных работ и планы научных работ научных организаций и образовательных организаций высшего образования, научное и научно-методическое руководство научной и научно-технической деятельностью которых осуществляет Российская академия наук в соответствии с пунктом 6.1 части 2 статьи 7 Федерального закона от 27 сентября 2013 г. N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также заключения Российской академии наук по ним.
Порядок формирования и ведения единой государственной информационной системы, категории пользователей единой государственной информационной системы, перечень информации, предоставляемой каждой категории пользователей, и порядок ее предоставления предлагается закрепить нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
Также законопроектом предусмотрено, что институты инновационного развития размещают в ней краткое описание работ, содержащее наименование и основание проведения работ.
Необходимость исключительных положений в отношении отражения институтами инновационного развития краткой информации о научных исследованиях, проводимых в рамках инновационных проектов, обусловлена тем, что проекты, поддерживаемые институтами инновационного развития, направлены на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов. В связи с этим размещение полной информации о работах, проводимых конечными получателями государственной поддержки инновационной деятельности, может привести к утрате их конкурентных преимуществ и, как следствие, повлечет за собой снижение интереса к мерам государственной поддержки, оказываемой институтами инновационного развития.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не содержит положений, оказывающих влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В настоящее время аналогичные по содержанию проекты федеральных законов не рассматриваются в палатах Федерального Собрания Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение указанных обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Федеральный закон) не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с ведением информационной системы "Единый реестр конечных получателей государственной поддержки" (далее - реестр), утвержденной Федеральным законом, в том числе с помощью информационной системы, будет осуществляться в пределах установленной численности работников федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере предпринимательской деятельности (далее - Минэкономразвития России), и бюджетных ассигнований, предусмотренных на 2021 - 2022 годы Минэкономразвития России на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий в рамках реализации функций иных федеральных органов государственной власти, иных непрограммных мероприятий (КБК 13901 13 99 9 00 90019 242).
В рамках указанного направления расходов Минэкономразвития России в 2020 году в целях оптимизации процесса принятия решений на основе данных Минэкономразвития России в рамках мероприятий по цифровой трансформации, руководствуясь в том числе решениями президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, а также в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2020 г. N 1646 "О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами" провело работу по внедрению и апробации на базе официального сайта Министерства экономического развития Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информационно-телекоммуникационных инструментов сбора, обработки и хранения данных. В результате проделанной работы был разработан универсальный автоматизированный сервис, который позволяет обеспечить техническую возможность ведения и администрирования реестров данных без привлечения дополнительных ресурсов. Финансирование функционирования и совершенствования работоспособности указанного сервиса обеспечивается в рамках расходов, предусмотренных на развитие Официального сайта Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 2.8 ведомственной программы цифровой трансформации Министерства экономического развития Российской Федерации на 2021 - 2023 годы, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 30 декабря 2020 г. N 876, в связи с чем дополнительных расходов из федерального бюджета на создание отдельной информационной системы не требуется.
В рамках направления расходов создание реестра не приведет к изменению технического задания на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий и не потребует увеличения штатной численности сотрудников Минэкономразвития России.
Информация из реестра будет предоставляться на безвозмездной основе, в связи с этим не повлечет расходов юридических и физических лиц по исполнению положений Федерального закона.
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с ведением единой государственной информационной системы учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, будет осуществляться в пределах установленной численности работников Минобрнауки России и бюджетных ассигнований, предусмотренных на 2021 - 2022 годы Минобрнауки России на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий.
В рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 327 "О единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения" Минобрнауки России создана и поддерживается соответствующая система за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете (КБК 075 01 13 47 5 05 97001 246).
Реализация положений в части указанной системы не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также не повлияет на доходы и расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" потребует принятия Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов".
Ответственный исполнитель: Минобрнауки России.
Соисполнители: Минэкономразвития России, Минцифры России.
Срок подготовки: в течение трех месяцев с момента принятия законопроекта Государственной Думой.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Федеральный закон) потребует принятия следующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации:
постановления Правительства Российской Федерации "О реестре конечных получателей государственной поддержки".
Ответственный исполнитель: Минэкономразвития России.
Соисполнители: Минцифры России, Минобрнауки России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации.
Срок подготовки - в течение трех месяцев с момента принятия законопроекта Государственной Думой;
постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 327 "О единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения".
Ответственный исполнитель: Минобрнауки России.
Соисполнители: Минэкономразвития России, Минцифры России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации.
Срок подготовки - в течение трех месяцев с момента принятия законопроекта Государственной Думой;
постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 1997 г. N 950 "Об утверждении положения о государственной системе научно-технической информации".
Ответственный исполнитель: Минобрнауки России.
Соисполнитель: Минэкономразвития России.
Срок подготовки - в течение трех месяцев с мой юта принятия законопроекта Государственной Думой.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.