Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1192126-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" (далее - Закон о страховании вкладов) в настоящее время подлежат страхованию вклады малых предприятий, сведения о которых содержатся в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, а также отдельных видов некоммерческих организаций.
Таким образом, под защитой системы страхования вкладов находятся вклады более 2/3 юридических лиц, сведения о которых содержатся в едином государственном реестре юридических лиц, в том числе 2,4 млн. малых и микропредприятий, а также около 200 тыс. некоммерческих организаций (НКО), включая часть организаций социальной сферы.
Законопроект предусматривает распространение системы страхования вкладов на:
1) средние предприятия, включенные в соответствующий реестр;
2) социально ориентированные некоммерческие организации, а также профессиональные союзы (профсоюзные организации) и ассоциации (союзы), являющиеся объединениями профессиональных союзов;
3) юридические лица, имеющие лицензию на осуществление образовательной или медицинской деятельности.
Кроме того, законопроектом предусматривается распространение системы страхования вкладов на денежные средства, размещенные на банковских счетах (во вкладах) адвокатов, нотариусов и иных лиц, если такие банковские счета (вклады) открыты для осуществления предусмотренной федеральным законом профессиональной деятельности.
Вопрос о страховании вкладов средних предприятий (по данным ФНС России, их в настоящее время действует 17,4 тыс.) впервые ставился в Докладе для общественных консультаций о совершенствовании системы страхования вкладов, опубликованном Банком России в июле 2019 года.
В Российской Федерации сформированы нормативно-правовые и организационные основы государственной поддержки среднего предпринимательства. Включение счетов средних предприятий в периметр системы обязательного страхования обеспечит им дополнительную поддержку, а также позволит рассматривать предложения большего количества банков, в том числе региональных по открытию счетов и привлечению депозитов.
По предварительным оценкам, в случае включения вкладов средних предприятий в систему страхования вкладов на общих условиях с лимитом 1,4 млн руб. в одном банке дополнительный объем страховой ответственности государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство) составит 20 - 22 млрд руб. или около 0,1% совокупной страховой ответственности.
Федеральным законом от 25 мая 2020 г. N 163-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" страховая защита банковских счетов (вкладов) юридических лиц, действовавшая начиная с 2019 года лишь в отношении малых предприятий, была с 1 октября 2020 г. распространена на некоммерческие организации - исполнителей общественно полезных услуг, включенных в одноименный реестр, ведение которого осуществляется Минюстом России.
На момент принятия указанного Федерального закона отсутствовал иной централизованный на федеральном уровне реестр некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также осуществляющих социально важные виды деятельности, определенные Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
В июне 2020 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2020 г. N 906 "О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций" Министерством экономического развития Российской Федерации сформирован централизованный реестр социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - Реестр СОНКО) в целях упорядочивания мер поддержки, предоставляемой включенным в него субъектам.
С 1 января 2022 г. вступят в силу нормы Федерального закона от 30 апреля 2021 г. N 104-ФЗ "О внесении изменений в статью 265 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", предусматривающие полномочия Правительства Российской Федерации по установлению критериев включения некоммерческих организаций в указанный реестр.
В этой связи предлагается распространить действие системы страхования вкладов на счета и вклады социально ориентированных некоммерческих организаций, сведения о которых содержатся в вышеуказанном Реестре СОНКО.
По состоянию на 16 апреля 2021 г. в Реестр СОНКО включены 24,3 тыс. организаций, из которых в соответствии с действующей редакцией статьи 5.1 Закона о страховании вкладов уже имеют страховую защиту 2,4 тыс. организаций по критерию соответствия организационно-правовой формы (благотворительные фонды, религиозные организации, казачьи общества, общины коренных малочисленных народов) и 0,7 тыс. - по критерию включения в реестр исполнителей общественно полезных услуг, ведение которого осуществляется Минюстом России. Таким образом количество новых вкладчиков - субъектов страховой защиты можно оценить на уровне 21,2 тыс.
В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (далее - Закон о профсоюзах) источники, порядок формирования имущества и использования средств профсоюзов определяются их уставами, уставами первичных профсоюзных организаций. Основным источником денежных средств профсоюзов являются членские профсоюзные взносы, которые формируются в том числе за счет отчислений из заработной платы работников.
Таким образом, включение профессиональных союзов, их организаций, объединений (в настоящее время около 16 тыс. субъектов) в число вкладчиков, чьи вклады в банках Российской Федерации подлежат страхованию, будет соответствовать специфике профессиональных союзов и обеспечит защиту профсоюзов и их ассоциаций (союзов) от финансовых потерь в случае отзыва лицензий у банков.
Исходя из соизмеримости масштаба экономической деятельности малых предприятий и застрахованных НКО с организациями, включенными в Реестр СОНКО, а также профессиональных союзов и их ассоциаций (союзов) в случае распространения на данные новые категории юридических лиц страховой защиты прирост страховой ответственности Агентства может составить около 0,06%.
Представляется целесообразным предоставить страховую защиту вкладам юридических лиц, работающих в сфере образования и медицины, чья деятельность является социально важной. При этом такие юридические лица могут являться как коммерческими, так и некоммерческими организациями.
Для распространения страхования на вклады юридических лиц, работающих в сфере образования и медицины, в целях их однозначной идентификации как субъектов страховой защиты целесообразно использовать реестр лицензий на осуществление образовательной деятельности и единый реестр лицензий на осуществление медицинской деятельности, ведение которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Рособрнадзор, Росздравнадзор). В целях обеспечения оперативности выплаты возмещения по вкладам таким юридическим лицам законопроект предусматривает обязанность указанных федеральных органов исполнительной власти предоставлять сведения из соответствующего реестра лицензий Агентству.
По данным Росстата, в Российской Федерации в 2020 г. насчитывалось около 94 тыс. образовательных и около 26 тыс. медицинских организаций, различающихся по организационно-правовым формам и масштабам деятельности.
Расширение системы страхования вкладов на вклады предложенных юридических лиц не повлияет существенным образом на показатели достаточности фонда обязательного страхования вкладов (далее - Фонд), не потребует изменения ставок страховых взносов банков и может финансово обеспечиваться взносами банков в Фонд по действующим ставкам.
В связи с проектируемым законопроектом расширением перечня застрахованных лиц предлагается внести изменения, направленные на унификацию критериев отнесения юридических лиц к застрахованным и незастрахованным субъектам.
Так, в настоящее время в соответствии с Законом о страховании вкладов не подлежат страховой защите малые предприятия и потребительские кооперативы, являющиеся кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
При этом, например, в Реестр СОНКО и реестр субъектов малого и среднего предпринимательства также могут включаться отдельные финансовые организации, которым целесообразно не предоставлять страховую защиту.
В этой связи законопроектом предлагается установить в статье 5 Закона о страховании вкладов общую норму о том, что денежные средства, размещенные юридическими лицами, указанными в статье 5.1 Закона о страховании вкладов, являющимися кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", не подлежат страхованию.
Законопроект не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые законопроектом решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации, а также не повлекут негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие законопроекта не потребует привлечения средств из федерального бюджета.
Законопроект не повлияет на индикаторы государственных программ Российской Федерации и их результаты.
Финансово-экономическое обоснование к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.