Досье на проект федерального закона
Предлагаемый законопроект определяет условия и процедуру возвращения российских соотечественников на постоянное проживание на свою историческую родину - в Российскую Федерацию в порядке репатриации во исполнение части третьей статьи 69 Конституции Российской Федерации об оказании поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности, предотвращении их ассимиляции, прежде всего в государствах, законы и практика которых создают проблемы для удовлетворения национальных прав и интересов российских соотечественников.
Законопроект восполняет отсутствие репатриационной составляющей как ключевого пробела Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Госпрограмма).
Законопроектом установлены два критерия признания за иностранными гражданами и лицами без гражданства права на репатриацию:
- соответствие определению соотечественника, указанному в пункте 3 статье 1 Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом",
- свободное владение русским языком.
(Примечание. Определение "соотечественник" в Федеральном законе "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" не содержит условия владения русским языком. Поэтому, например, для участия в Госпрограмме, которая принимает соотечественников в соответствии с данным определением, достаточно, если ее участник укажет, что он владеет русским языком на уровне "читаю и перевожу со словарем". В отличие от Госпрограммы для права на репатриацию свободное использование русского языка в семейно-бытовой и культурной сферах является необходимым условием.)
Ходатайство о репатриации в Российскую Федерацию подаётся заявителем лично в дипломатическое представительство или консульство России за рубежом (если соотечественник проживает за рубежом), или в территориальное подразделение ГУВМ МВД России (при пребывании соотечественника в России). В ходатайство могут быть вписаны супруга (супруг), несовершеннолетние дети и недееспособные члены семьи, над которыми установлена опека.
Супруга (супруг) соотечественника вправе самостоятельно ходатайствовать о репатриации в Российскую Федерацию, если отвечает условиям для признания данного права.
Для подтверждения права на репатриацию заявитель представляет документы, подтверждающие соответствие определению соотечественника. Уровень владения русским языком определяется при принятии ходатайства в ходе беседы с уполномоченным должностным лицом территориального подразделения ГУВМ МВД России либо посольства или консульства за рубежом.
Требование об обязательности знания репатриантами государственного языка является общепринятым в мировой практике.
Одновременно с ходатайством о репатриации подаётся заявление о выдаче вида на жительство в порядке репатриации в субъекте Российской Федерации, выбранном соотечественником для переселения.
Несовершеннолетние дети и недееспособные члены семьи, над которыми установлена опека, могут быть вписаны в заявление о выдаче вида на жительство одного из родителей.
Срок рассмотрения ходатайства о репатриации в Российскую Федерацию, поданного на территории Российской Федерации, составляет не более четырех месяцев, поданного за рубежом - не более шести месяцев. В этот же период рассматривается заявление о выдаче вида на жительство.
Право на репатриацию предполагает переезд на постоянное проживание в Российскую Федерацию. Если ходатайство о репатриации подается соотечественником, уже пребывающим на территории России, срок пребывания его и членов семьи, включенным в ходатайство, въехавших в безвизовом порядке или по визе, продляется до вынесения решения по данному ходатайству.
Получив решение о праве на репатриацию и вместе с ним вид на жительство соотечественник, проживающий за рубежом, может переехать самостоятельно в выбранный регион, или стать участником Госпрограммы. Если право на репатриацию запрашивал соотечественник, пребывающий в России, он, получив вид на жительство по месту пребывания, также может воспользоваться Госпрограммой, если соответствующий субъект Российской Федерации участвует в ней.
Поправками, предложенными в Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", законопроект устраняет недостатки неоправданно широкого толкования ключевого понятия "соотечественник".
В пункте 3 статьи 1 данного закона предлагается новая редакция определения "соотечественник", в соответствии с которой соотечественниками признаются лица, относящиеся к народам, исторически проживающим на территории России, и те, чьи прямые предки родились или проживали на территории Российской Федерации. При этом учитывается, что за прошедшие после распада СССР 30 лет выросло новое поколение соотечественников, не имевших гражданства СССР. В этой связи из определения понятия "соотечественник" исключена связь с гражданством СССР.
Определение "соотечественник" в пункте 3 статьи 1 действующего закона |
Определение "соотечественник" в пункте 3 статьи 1, предлагаемое в проекте |
3. Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе: лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства; выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства. |
3. Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее родились или проживали на территории Российской Федерации, из числа: лиц, проживающих в государствах - бывших республиках, входивших в состав СССР, получивших гражданство этих государств или ставших лицами без гражданства; выходцев (эмигрантов) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевших соответствующую гражданскую принадлежность и ставших гражданами иностранного государства или лицами без гражданства. |
Из определения понятия "соотечественник" также исключен неконкретный термин "как правило", употребленный в отношении народов, исторически проживающих в России.
При этом законопроект раскрывает понятие "перечень народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации", чего нет в действующем законе.
В указанный перечень входят:
- государствообразующий народ (русские);
- представители белорусского и украинского народов, связанных с государствообразующим народом общностью исторической судьбы и культуры;
- представители народов, проживающих в соответствующих национально-территориальных образованиях на территории Российской Федерации;
- представители коренных малочисленных народов, входящих в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, утверждённый постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 г. N 255;
- представители иных исторически проживающих на территории Российской Федерации народов.
Перечень народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации, для целей настоящего закона формируется из указанных групп и утверждается Правительством Российской Федерации.
Дополнения в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" регламентируют основания и процедуру выдачи вида на жительство в России в порядке репатриации.
При подаче заявления о выдаче вида на жительство в Российской Федерации в порядке репатриации заявители освобождаются от сдачи экзамена на знание русского языка, поскольку уже подтвердили владение им при подаче ходатайства о репатриации.
При этом сохраняется необходимость подтверждения:
- законного источника средств к существованию, позволяющего содержать себя и членов своей семьи в пределах прожиточного минимума в России;
- отсутствия ряда наиболее опасных инфекционных заболеваний.
Условием выдачи вида на жительство в порядке репатриации является положительное решение по ходатайству о репатриации. Решение о репатриации и вид на жительство репатрианты получают по месту подачи ходатайства в России или за рубежом.
В Российской Федерации репатрианты с членами семей свободно реализуют право на трудовую деятельность, медицинское и социальное обеспечение, образование наравне с гражданами России.
Предложенное дополнение в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" обеспечивает право на упрощенное получение российского гражданства соотечественниками, имеющими право на репатриацию. Заявление о приеме в гражданство Российской Федерации в порядке репатриации подается не ранее чем, через девять месяцев проживания в России с видом на жительство. Еще через три месяца репатрианты смогут получить российский паспорт. Супруги, включенные в решение о репатриации, получают право на приобретение гражданства в порядке репатриации при условии проживания в браке более трех лет либо наличия общих детей.
(Примечание. Гражданство Польши обладатель карты поляка может получить после постоянного проживания в стране на основании этой карты в течение года).
Одновременно с родителями гражданство России приобретают несовершеннолетние дети, которым не исполнилось 18 лет на момент подачи заявления, и недееспособные члены семьи, над которыми установлена опека.
Документального подтверждения знания русского языка при этом не потребуется, т.к. успешное владение им было показано при получении права на репатриацию. Не требуется также и подтверждение материального обеспечения, т.к. это уже подтверждалось при выдаче вида на жительство.
Законопроект не предусматривает дополнительных мер государственной поддержки соотечественников. Он не потребует дополнительного финансирования расходов из федерального бюджета в случае его принятия. На обеспечение процедур, связанных с репатриацией, будут использоваться средства, предусмотренные на текущую деятельность федеральных органов исполнительной власти, рассчитанные на оказание государственных услуг неопределенному числу лиц. В части материальной помощи репатриантам, ставших участниками Госпрограммы, поддержка оказывается по видам и в объеме, установленных в Госпрограмме для региона вселения.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней со дня официального опубликования для подготовки обеспечивающих его применение новых нормативных документов и поправок в действующие.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О репатриации в Российскую Федерацию"
Принятие проекта федерального закона "О репатриации в Российскую Федерацию" не повлечет дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета. На обеспечение процедур, связанных с репатриацией соотечественников, будут использоваться средства, предусмотренные на текущую деятельность федеральных органов исполнительной власти, рассчитанные на оказание государственных услуг неопределенному числу лиц. Законопроект не предусматривает дополнительных мер материальной поддержки соотечественников в связи с получением ими права на репатриацию сверх действующей Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, которой они могут воспользоваться.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих принятию, изменению или дополнению в связи с принятием проекта Федерального закона "О репатриации в Российскую Федерацию"
Принятие проекта Федерального закона "О репатриацию в Российскую Федерацию" потребует:
1) принятия следующих актов федерального законодательства:
- Постановление Правительства РФ "Об утверждении положения о рассмотрении материалов о репатриации соотечественников в Российскую Федерацию" и связанных с ним регламентов МВД России и МИД России;
- Постановление Правительства РФ "Об утверждении перечня народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации";
2) изменения следующих актов федерального законодательства:
- Указ Президента РФ от 14 сентября 2012 г. N 1289 "Об утверждении Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом";
- Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации";
- Приказ МВД России от 11 июня 2020 г. N 417 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, замене иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации";
- Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. N 889 "Об утверждении ставок консульских сборов, взимаемых должностными лицами за совершение консульских действий".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.