Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 21 мая 2021 г. N 5.1-01/1399
на проект федерального закона N 1168313-7 "О денонсации Российской Федерацией Договора по открытому небу",
принятый Государственной Думой 19 мая 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона был внесён в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 11 мая 2021 года (N 1168313-7).
Федеральным законом предусматривается денонсация указанного в нём Договора, заключённого государствами-участниками Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в целях "содействия открытости и транспарентности в их военной деятельности", укрепления взаимного доверия и безопасности. Договор был подписан в городе Хельсинки 24 марта 1992 года, вступил в силу, в том числе для Российской Федерации, 1 января 2002 года (ратифицирован в соответствии с Федеральным законом от 26 мая 2001 года N 57-ФЗ). В настоящее время в Договоре участвуют 33 государства.
По условиям Договора его государства-участники обязались предоставлять друг другу возможность осуществлять на уведомительной основе наблюдательные полёты над своими территориями на невооружённых самолётах, оборудованных согласованной аппаратурой наблюдения. Количество таких полётов для наблюдаемого и наблюдающего государств подлежит квотированию в соответствии с положениями Договора. Приложениями к Договору регулируются вопросы, касающиеся распределения квот для полётов и установления их максимальной дальности, освидетельствования самолёта наблюдения и аппаратуры наблюдения, координации запланированных наблюдательных полётов. Вопросы применения Договора государствами-участниками рассматриваются Консультативной комиссией по открытому небу.
Порядок выхода государства-участника из Договора предусмотрен его статьёй XV, в соответствии с которой государство-участник, намеревающееся выйти из Договора, уведомляет о таком решении любого из депозитариев (ими являются правительства Канады и Венгерской Республики) и все другие государства-участники не позднее чем за шесть месяцев до даты своего предполагаемого выхода. Депозитарии незамедлительно информируют об этом все другие государства-участники Договора, а также не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 60 дней после получения ими такого уведомления созывают конференцию государств-участников Договора в целях рассмотрения последствий выхода из Договора.
Как указано в пояснительной записке к проекту Федерального закона, "22 ноября 2020 года США вышли из Договора, что существенно нарушило баланс интересов государств-участников Договора, достигнутый при его заключении. Таким образом, был нанесён серьёзный ущерб соблюдению Договора и его значимости в укреплении доверия и транспарентности, возникла угроза национальной безопасности Российской Федерации. В этих обстоятельствах принято решение о начале внутригосударственных процедур по выходу Российской Федерации из Договора".
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" решение о денонсации Договора подлежит принятию в форме федерального закона, поскольку согласие Российской Федерации на обязательность Договора было выражено посредством ратификации.
Федеральный закон вступает в силу в общем порядке - по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон согласно пункту "г" (денонсация международных договоров) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 4 июня 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации К.И. Косачеву, заместителю Председателя Совета Федерации Ю.Л. Воробьёву, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам Г.Б. Карасину, председателю Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В.Н. Бондареву, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.