Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по международным делам от 31 мая 2021 г. N 3.4-05/879
на проект федерального закона N 1168313-7 "О денонсации Российской Федерацией Договора по открытому небу"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по международным делам на своем заседании рассмотрел Федеральный закон "О денонсации Российской Федерацией Договора по открытому небу" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 19 мая 2021 года.
Договор по открытому небу (далее - Договор) подписан в городе Хельсинки 24 марта 1992 года 27 государствами-участниками СБСЕ (с 1995 года - ОБСЕ). Российская Федерация ратифицировала Договор 26 мая 2001 года. Договор вступил в силу 1 января 2002 года.
В настоящее время участниками Договора являются 33 государства: Белоруссия, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Словакия, Словения, Турция, Украина, Франция, Финляндия, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония.
Договор был заключен в целях укрепления доверия и повышения прозрачности в военной сфере путем предоставления права государствам-участникам совершать облеты любых территорий друг друга в соответствии с согласованными квотами наблюдательных миссий. Договор регламентирует проведение полетов, определяет механизм контроля его соблюдения, содержит требования к самолетам наблюдения, ограничения по составу и техническим параметрам аппаратуры наблюдения.
Начиная с 2017 года США стали ужесточать условия выполнения Договора, отказались предоставлять необходимое количество промежуточных посадок для российских наблюдательных самолетов, сокращали максимальную дальность полетов, отменили остановки для отдыха российских экипажей на аэродромах дозаправки, устанавливали ограничения по высоте полета самолета наблюдения, нарушали сроки выдачи виз российскому персоналу. В адрес России неоднократно высказывались необоснованные претензии о нарушении Договора.
22 ноября 2020 года США вышли из Договора, что существенно нарушило баланс интересов государств-участников, достигнутый при его заключении.
В связи с этим в декабре 2020 года Российская Федерация выдвинула конкретные, соответствующие фундаментальным положениям Договора, предложения по поддержанию его жизнеспособности и обратилась к государствам-участникам Договора о необходимости предоставления до 1 января 2021 года гарантий о непередачи государствам, не участвующим в Договоре, информации, полученной в ходе наблюдательных полетов, а также не препятствовать наблюдательным полетам над американской инфраструктурой в государствах-участниках Договора.
Учитывая отсутствие прогресса в деле устранения препятствий для продолжения функционирования Договора в новых условиях в январе 2021 года МИД России заявил о начале внутригосударственных процедур по выходу Российской Федерации из Договора.
Порядок выхода из Договора установлен статьей XV, в соответствии с которой государство-участник, намеревающееся выйти из Договора, уведомляет о своем решении любого из депозитариев и все другие государства-участники не позднее чем за шесть месяцев до даты своего предполагаемого выхода. Депозитарии незамедлительно информируют все другие государства-участники о таком уведомлении.
Договором в качестве депозитариев назначены правительство Венгерской Республики и правительство Канады (статья XVII).
Договор подлежит денонсации в соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку решение о согласии Российской Федерации на обязательность Договора было принято в форме федерального закона.
Принятие Федерального закона "О денонсации Российской Федерацией Договора по открытому небу" потребует признания утратившими силу и изменения отдельных актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Денонсация Договора не потребует дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности поддерживает денонсацию Договора.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации, согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
Федеральный закон согласно пункту "г" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, не выявлено положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
На основании вышеизложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О денонсации Российской Федерацией Договора по открытому небу".
Председатель Комитета |
Г.Б. Карасин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.