Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 26 мая 2021 г. N 5.1-01/1490
на проект федерального закона N 1153919-7 "О присоединении Российской Федерации к Протоколу, изменяющему Конвенцию о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов",
принятый Государственной Думой 25 мая 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона был внесён в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 19 апреля 2021 года (N 1153919-7).
Названным в Федеральном законе Протоколом, который был открыт для подписания в городе Монреале 4 апреля 2014 года, вносится ряд изменений в Конвенцию о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, подписанную в городе Токио 14 сентября 1963 года (далее - Конвенция). Конвенция и Протокол вступили в силу 4 декабря 1969 года и 1 января 2020 года, соответственно. По данным, приведённым на официальном сайте Международной организации гражданской авиации (ИКАО), в Конвенции участвует 187 государств, в Протоколе - 28 государств. Российская Федерация участвует в Конвенции в порядке правопреемства от СССР с 3 мая 1988 года.
Положениями Конвенции определяются основания для осуществления Договаривающимися государствами своей юрисдикции в отношении противоправных деяний, совершаемых на борту воздушных судов, а также устанавливается правовая основа для межгосударственного сотрудничества по вопросам предотвращения и пресечения таких деяний. Конвенция применяется в отношении преступлений и иных актов, не являющихся преступлениями, но угрожающих безопасности или создающих угрозу поддержанию порядка и дисциплины на борту воздушного судна.
Статьёй IV Протокола излагается в новой редакции статья 3 Конвенции, в соответствии с которой не только государство регистрации воздушного судна правомочно осуществлять юрисдикцию в отношении совершаемых на его борту преступлений и иных противоправных актов, что закреплено в действующей редакции Конвенции, но и государство посадки (если воздушное судно выполняет посадку на его территории с находящимся на борту предполагаемым преступником), а также государство эксплуатанта (если арендатор воздушного судна имеет в этом государстве основное место деятельности или постоянное место пребывания). Согласно Протоколу в случае осуществления несколькими Договаривающимися государствами юрисдикции в отношении одного и того же преступления или иного противоправного акта между ними проводятся консультации с целью координации предпринимаемых действий.
Статьёй VII Протокола предусмотрено, что сотрудник службы безопасности на борту воздушного судна, используемый в соответствии с двусторонним или многосторонним соглашением или договорённостью между Договаривающимися государствами, вправе принять превентивные меры к лицу без разрешения командира воздушного судна, если это необходимо для обеспечения безопасности. При этом ничто в Конвенции не считается обязательством для Договаривающегося государства соглашаться на заключение соглашения, позволяющего иностранным сотрудникам службы безопасности на борту действовать на его территории.
По статье X Протокола отмечаем опечатку в словах "Следующее добавляется в качестве Статье 15 Конвенции" (должно быть "Статьи 15").
В соответствии со статьёй XV Протокола между Договаривающимися государствами Конвенция и Протокол будут рассматриваться и толковаться как единый документ, который будет именоваться Токийской конвенцией, изменённой Монреальским протоколом 2014 года.
Протокол (пункт 2 статьи XVIII) вступит в силу для Российской Федерации в первый день второго месяца после даты сдачи на хранение документа о присоединении Генеральному секретарю ИКАО, который является депозитарием Протокола.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации. Протокол согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
Решение о присоединении Российской Федерации к Протоколу подлежит принятию в форме федерального закона на основании подпунктов "а" и "б" пункта 1 статьи 15 и подпункта "а" пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку в части, касающейся устанавливаемых им условий для осуществления Договаривающимся государством юрисдикции в отношении противоправных деяний, совершаемых на борту воздушного судна, содержит иные правила, чем предусмотренные российским законодательством, а также поскольку предметом Протокола являются права человека и гражданина.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон согласно пункту "г" (ратификация международных договоров) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 9 июня 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации К.И. Косачеву, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам Г.Б. Карасину, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.