Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по международным делам от 31 мая 2021 г. N 3.4-05/880
на проект федерального закона N 1153919-7 "О присоединении Российской Федерации к Протоколу, изменяющему Конвенцию о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по международным делам на своем заседании рассмотрел Федеральный закон "О присоединении Российской Федерации к Протоколу, изменяющему Конвенцию о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 25 мая 2021 года.
Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (далее - Конвенция) подписана в городе Токио 14 сентября 1963 года и ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР N 8109-XI от 4 декабря 1987 года (вступила в силу для СССР 3 мая 1988 года). Российская Федерация участвует в Конвенции в порядке правопреемства от СССР.
Конвенция применяется в отношении преступлений и иных актов, не являющихся преступлениями, но угрожающих безопасности или создающих угрозу поддержанию порядка и дисциплины на борту воздушного судна.
Изменяющий Конвенцию Протокол, открытый к подписанию в городе Монреале 4 апреля 2014 года государствами - участниками Международной конференции по воздушному праву (далее - Протокол), был подготовлен в целях повышения безопасности полетов, обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажей воздушных судов гражданской авиации во всех случаях, связанных с их защитой от действий, совершаемых недисциплинированными пассажирами.
В соответствии с Конвенцией юрисдикцию в отношении преступлений, совершенных на борту гражданского воздушного судна, осуществляет государство, включившее его в свой реестр (государство регистрации). Протоколом вносятся изменения, предусматривающие право государства осуществлять юрисдикцию в отношении преступлений на борту гражданского воздушного судна, выполняющего посадку на его территории, и воздушного судна авиакомпании, осуществляющей деятельность в этом государстве. Согласно Протоколу в случае осуществления несколькими Договаривающимися государствами юрисдикции в отношении одного и того же преступления или иного противоправного акта между ними проводятся консультации с целью координации предпринимаемых действий.
Протокол также содержит положения, предоставляющие юридическую основу для борьбы с недисциплинированными пассажирами, в частности, уточняет виды запрещенного поведения на борту воздушного судна, а также определяет особенности взаимодействия командира воздушного судна с компетентными органами Договаривающихся государств и его полномочия по применению мер к лицу, которое совершило или готовится совершить на борту воздушного судна преступление или акты, предусмотренные Конвенцией.
Согласно статье XVII Протокол подлежит ратификации, принятию или утверждению подписавшими его государствами. Любое государство, которое не ратифицировало, не приняло или не утвердило Протокол, может присоединиться к нему в любое время. Ратификация, принятие, утверждение настоящего Протокола или присоединение к нему любым государством, которое не является Договаривающимся государством Конвенции, считается ратификацией, принятием, утверждением или присоединением к Конвенции, измененной Протоколом. В статье XV оговаривается, что между Договаривающимися государствами Конвенция и Протокол будут рассматриваться и толковаться как единый документ, который будет называться Токийской конвенцией, измененной Монреальским протоколом 2014 года.
Согласно пункту 2 статьи XVIII Протокол вступит в силу для Российской Федерации в первый день второго месяца после даты сдачи на хранение документа о присоединении Генеральному секретарю Международной организации гражданской авиации, который является депозитарием Протокола.
Решение о присоединении Российской Федерации к Протоколу подлежит принятию в форме федерального закона на основании подпунктов "а" и "б" пункта 1 статьи 15 и подпункта "а" пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку содержит правила иные, чем предусмотренные Воздушным кодексом Российской Федерации, а также поскольку предметом Протокола являются основные права и свободы человека и гражданина.
В соответствии с финансово-экономическим обоснованием принятие Федерального закона не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Федеральный закон не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также иным международным договорам Российской Федерации.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, не выявлено положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
Федеральный закон согласно пункту "г" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Комитет Совета Федерации по экономической политике поддерживает данный Федеральный закон, заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации положительное.
На основании вышеизложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О присоединении Российской Федерации к Протоколу, изменяющему Конвенцию о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов".
Председатель Комитета |
Г.Б. Карасин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.