Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 1 июня 2021 г. N 3.1-05/2070
на проект федерального закона N 1049125-7 "О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях",
принятый Государственной Думой 26 мая 2021 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (проект N 1049125-7) внесён в Государственную Думу 3 ноября 2020 года депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, И.Б. Дивинским, А.А. Гетта и другими, сенатором Российской Федерации Н.А. Журавлёвым, и был принят Государственной Думой 17 февраля 2021 года в первом чтении, 25 мая 2021 года - во втором чтении, 26 мая 2021 года - в третьем чтении.
Согласно Федеральному закону от 30.12.2020 N 499-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и статью 8 Федерального закона "О национальной платёжной системе" (далее - Федеральный закон N 499-ФЗ), вступающему в силу с 1 июля 2021 года, на резидентов возложена обязанность представлять в налоговые органы отчёты о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платёжных услуг, если сумма операций по зачислению за отчётный год превышает 600 тысяч рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 тысячам рублей.
С целью создания механизма реализации положений Федерального закона N 499-ФЗ Федеральный закон предполагает дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) новыми составами административных правонарушений.
В соответствии с Федеральным законом осуществление перевода денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платёжных услуг, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, повлечёт наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции либо суммы денежных средств, переведённых без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платёжных услуг; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Федеральным законом предлагается установить, что за непредставление резидентом в налоговый орган отчёта о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платёжных услуг, если представление такого отчёта является обязательным, будет наложен административный штраф на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от 20 до 40 процентов суммы средств, зачисленных на электронное средство платежа, предоставленное иностранным поставщиком платёжных услуг, за отчётный период.
Федеральным законом также предлагается установить административную ответственность в виде штрафа:
за несоблюдение установленного порядка представления отчётов о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платёжных услуг;
за нарушение установленных сроков представления отчётов о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платёжных услуг, в размере, зависящем от количества дней просрочки.
В связи с тем, что Федеральным законом в ряде случаев предусмотрено наложение административных штрафов не в твёрдой денежной сумме, а в зависимости от суммы денежных средств, переведённых без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платёжных услуг, дополнения предлагается внести в статью 3.5 "Административный штраф" КоАП РФ.
Федеральный закон вступает в силу с 1 октября 2021 года.
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам предлагает одобрить данный Федеральный закон.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросы, предусмотренные статьёй 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.