Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 1 июня 2021 г. N 3.1-05/2080
на проект федерального закона N 1112804-7 "О внесении изменений в статьи 183 и 320 Уголовного кодекса Российской Федерации",
принятый Государственной Думой 19 мая 2021 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 183 и 320 Уголовного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (проект N 1112804-7) внесен в Государственную Думу 16 февраля 2021 года депутатами Государственной Думы В.И. Пискаревым, Э.А. Валеевым, В.Б. Кидяевым, Н.Ю. Петруниным, А.Б. Выборным и принят в первом чтении 6 апреля 2021 года, 18 мая 2021 года - во втором чтении, 19 мая 2021 года - в третьем чтении.
Федеральный закон вносит изменения в диспозицию части первой статьи 183 "Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну" Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), дополняющие ее такими способами совершения преступления, как обман, шантаж, принуждение. За совершение преступления, предусмотренного частью второй статьи 183 УК РФ максимальное наказание в виде принудительных работ увеличивается до четырех лет (в настоящий момент - до трех лет). Кроме того, часть третья дополняется такими квалифицирующими признаками, как совершение группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
Помимо этого, Федеральный закон вносит изменения в часть первую статьи 320 "Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа" УК РФ, установив в ней уголовную ответственность за разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, а также его близких, если это деяние совершено лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью (в качестве специального субъекта преступления), исключив из диспозиции данной статьи обязательный признак преступления - "в целях воспрепятствования его служебной деятельности".
Кроме того, Федеральным законом санкция части первой статьи 320 УК РФ дополняется обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов и ограничением свободы на срок до двух лет.
Принятие Федерального закона в достаточной степени обеспечит защиту прав граждан от незаконного разглашения сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, а также от разглашения сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа.
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности и Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам предлагают одобрить данный Федеральный закон.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 183 и 320 Уголовного кодекса Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.