Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 1 июня 2021 г. N 5.1-01/1596
на проект федерального закона N 1116411-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1 и 2 Федерального закона О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в связи с принятием Федерального закона "О федеральной территории "Сириус",
принятый Государственной Думой 1 июня 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 1116411-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О федеральной территории "Сириус" внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 20 февраля 2021 года и направлен на реализацию Федерального закона от 22 декабря 2020 года N 437-ФЗ "О федеральной территории "Сириус" (далее - Федеральный закон N 437-ФЗ). При рассмотрении законопроекта во втором чтении было уточнено его наименование.
Согласно Федеральному закону N 437-ФЗ федеральной территорией "Сириус" признается имеющее общегосударственное стратегическое значение публично-правовое образование, в котором в целях обеспечения комплексного устойчивого социально-экономического и инновационного развития территории, повышения ее инвестиционной привлекательности, необходимости сохранения олимпийского спортивного, культурного и природного наследия, создания благоприятных условий для выявления, самореализации и развития талантов, реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации устанавливаются особенности организации публичной власти и осуществления экономической и иной деятельности.
Федеральным законом вносятся в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) изменения, касающиеся регулирования вопросов установления, введения в действие, прекращения действия, взимания налогов и сборов в федеральной территории "Сириус".
Так, Федеральным законом предусматривается отнесение к законодательству о налогах и сборах нормативных правовых актов представительного органа федеральной территории "Сириус" о местных налогах и сборах, принимаемых в соответствии с Налоговым кодексом, а также установление полномочий исполнительно-распорядительного органа федеральной территории "Сириус" по изданию нормативных правовых актов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях и в пределах своей компетенции.
Согласно Федеральному закону региональные налоги, обязательные к уплате в федеральной территории "Сириус", устанавливаются, вводятся в действие и прекращают действовать в указанной территории в соответствии с Налоговым кодексом.
Федеральным законом предусматривается, что налоговые ставки по региональным налогам, подлежащим взиманию в федеральной территории "Сириус", порядок уплаты региональных налогов в федеральной территории "Сириус" устанавливаются Налоговым кодексом. Льготы по региональным налогам, подлежащим взиманию в федеральной территории "Сириус", устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом.
При этом местные налоги и сборы в федеральной территории "Сириус" устанавливаются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус" и обязательны к уплате в данной территории. Также в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус" о местных налогах и сборах местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать в федеральной территории "Сириус".
Налоговые ставки по местным налогам, подлежащим взиманию в федеральной территории "Сириус", устанавливаются нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус" в пределах, установленных Налоговым кодексом.
Льготы по местным налогам, подлежащим взиманию в федеральной территории "Сириус", устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус" о местных налогах и сборах.
Порядок уплаты местных налогов в федеральной территории "Сириус" устанавливается нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус" в соответствии с Налоговым кодексом.
Кроме того, Федеральным законом ряд иных положений Налогового кодекса, действующих в отношении органов местного самоуправления, распространяется на соответствующие органы публичной власти федеральной территории "Сириус".
Так, в частности, предоставляются полномочия представительному органу федеральной территории "Сириус" по определению дополнительных оснований признания безнадежными к взысканию недоимки по местным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам, дополнительных оснований и иных условий предоставления отсрочки и рассрочки по уплате в федеральной территории "Сириус" местных налогов, пеней и штрафов, а также предоставления инвестиционного налогового кредита.
Федеральным законом устанавливаются полномочия финансовых органов федеральной территории "Сириус" по даче письменных разъяснений налоговым органам, налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения нормативных правовых актов представительного органа федеральной территории "Сириус" о местных налогах и сборах. При этом обращаем внимание, что финансовые органы соответствующих публично-правовых образований определены в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в которую финансовые органы федеральной территории "Сириус" не включены.
Федеральным законом вносятся изменения в статью 58 Налогового кодекса, регулирующую порядок уплаты налогов, сборов, страховых взносов, согласно которым физические лица могут уплачивать налоги через кассу исполнительно-распорядительного органа федеральной территории "Сириус", устанавливаются соответствующие обязанности указанного органа, а также предусматривается, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязанностей исполнительно-распорядительный орган федеральной территории "Сириус" так же, как и местная администрация, организация федеральной почтовой связи, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг несет ответственность в соответствии с Налоговым кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации. Обращаем внимание, что соответствующие изменения в статью 129.12 Налогового кодекса, устанавливающую ответственность за нарушение срока перечисления налога (сбора, страховых взносов, авансового платежа, единого налогового платежа физического лица, пеней, штрафа) местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, Федеральным законом не вносятся.
Также обращаем внимание, что поскольку бюджет федеральной территории "Сириус" не включен в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в бюджетную систему Российской Федерации, применение отдельных положений Налогового кодекса в части уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов может повлечь трудности в правоприменительной практике.
Федеральным законом вносятся изменения в статью 146 Налогового кодекса, предусматривающие исключение из объекта обложения налогом на добавленную стоимость отдельных операций по передаче на безвозмездной основе имущества органам публичной власти федеральной территории "Сириус", а также по передаче на безвозмездной основе имущества в казну федеральной территории "Сириус".
Кроме того, не признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость передача в собственность на безвозмездной основе образовательным и научным некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного и муниципального имущества, не закрепленного за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего казну федеральной территории "Сириус". В связи с этим необходимо отметить, что в соответствии со статьями 214 и 215 Гражданского кодекса Российской Федерации средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Федеральным законом предусматривается освобождение органов публичной власти федеральной территории "Сириус" от уплаты государственной пошлины при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных главой 25.3 Налогового кодекса.
Также Федеральным законом вносятся изменения в главу 26.5 Налогового кодекса, регулирующую патентную систему налогообложения, в частности, предусматривается, что патентная система налогообложения устанавливается в федеральной территории "Сириус" в соответствии с Налоговым кодексом и патент действует на всей территории федеральной территории "Сириус".
Федеральным законом Налоговый кодекс дополняется новыми статьями 356.1, 369.1, 372.1, регламентирующими особенности установления транспортного налога, налога на игорный бизнес, налога на имущество организаций и налогообложения указанными налогами в федеральной территории "Сириус".
Кроме того, статьей 3 Федерального закона предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", согласно которым проведение указанного эксперимента в федеральной территории "Сириус" будет начато с 1 января 2022 года.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Согласно статье 4 Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
При этом установлено, что до дня вступления в силу нормативных правовых актов о местных налогах и сборах представительного органа федеральной территории "Сириус" в федеральной территории "Сириус" применяются нормативные правовые акты муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края о налогах и сборах и преобразованного муниципального образования город-курорт Сочи о налогах и сборах, принятые в соответствии с Налоговым кодексом.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пунктам "ж" (финансовое регулирование) и "з" (федеральные налоги) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации и в соответствии с пунктом "и" (установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации) статьи 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами "б" и "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается финансового регулирования и федеральных налогов. Рассмотрение данного Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 15 июня 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, первому заместителю председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.А. Шевченко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.