Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 21 мая 2021 г. N 5.1-01/1396
на проект федерального закона N 1061078-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства",
принятый Государственной Думой 19 мая 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 1061078-7) был внесен в Государственную Думу сенаторами Российской Федерации А.П. Майоровым, С.Г. Митиным и Б.Б. Хамчиевым, депутатами Государственной Думы А.В. Гордеевым, В.И. Кашиным, В.Н. Плотниковым и другими 23 ноября 2020 года.
В Федеральный закон от 25 июля 2011 года N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" (далее - Федеральный закон N 260-ФЗ) предлагается внести изменения, предусматривающие возможность оказания государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям при страховании рисков утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры, в том числе урожая многолетних насаждений, утраты (гибели) посадок многолетних насаждений в результате воздействия чрезвычайной ситуации природного характера.
Федеральным законом, в частности, уточняются понятия страховщика, утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры, утраты (гибели) посадок многолетних насаждений, вводятся такие новые понятия как, например, полная утрата (гибель) урожая сельскохозяйственной культуры на отдельно взятых земельных участках или их частях, полная потеря многолетними насаждениями жизнеспособности на отдельно взятых земельных участках или их частях, программа сельскохозяйственного страхования.
Федеральным законом устанавливаются размеры субсидий, перечисляемых на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии по объекту сельскохозяйственного страхования, застрахованному от риска утраты (гибели) в результате наступления чрезвычайных ситуаций природного характера, уточняются требования к договору сельскохозяйственного страхования рисков утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры, посадок многолетних насаждений, осуществляемого с государственной поддержкой, условия оказания такой поддержки, требования к компенсационным выплатам, а также предусматривается при необходимости возможность разработки уполномоченным органом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере страховой деятельности, и Банком России программы сельскохозяйственного страхования в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями по установлению требований к страховым организациям, осуществляющим сельскохозяйственное страхование от риска утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, а также по установлению общих требований к разработке программы сельскохозяйственного страхования.
Федеральным законом изменяются сроки утверждения и опубликования плана сельскохозяйственного страхования на 31 августа и 30 сентября года, предшествующего плановому году.
Федеральный закон принят по вопросам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "г" (установление порядка деятельности федеральных органов исполнительной власти), "е" (федеральные программы в области экономического развития Российской Федерации), "ж" (финансовое регулирование) статьи 71 Конституции Российской Федерации, "о" (гражданское законодательство), а также в рамках полномочий Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленным пунктами "д" (сельское хозяйство) и "к" (административное законодательство) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона он вступает в силу с 1 июля 2021 года, при этом положения об осуществлении объединением страховщиков компенсационных выплат в счет возмещения ущерба, нанесенного сельскохозяйственному товаропроизводителю в результате возникновения чрезвычайной ситуации природного характера, будут применяться с 1 июля 2022 года.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, предусмотренные пунктом "в" (финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации. Рассмотрение Федерального закона в Совете Федерации должно быть начато не позднее 4 июня 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.В. Яцкину, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, председателю Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию А.П. Майорову, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.