Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 1144921-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования дистанционного участия в судебном процессе",
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона направлен на совершенствование порядка применения электронных документов в судопроизводстве, а также закрепление возможности удаленного участия в судебных заседаниях посредством вэб-конференции.
Положения проектируемого абзаца части 3 статьи 127 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), устанавливающие форму изготовления судебного приказа, частично дублируют положения оставляемого без изменения действующего абзаца части 3 этой же статьи ГПК РФ.
Аналогичное замечание относится и к проектируемой части 2.1 статьи 123.6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Дублирующие положения также усматриваются в проектируемой части 4.1 статьи 56 и абзаце втором части 1 проектируемой статьи 153.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в абзаце втором части 1 проектируемой статьи 155.2 ГПК РФ и проектируемом абзаце части первой статьи 177 ГПК РФ, в проектируемой части 1.1 статьи 160 КАС РФ и части 6 проектируемой статьи 142.1 КАС РФ.
Аналогичное замечание относится также к части 1 проектируемой статьи 153.2 АПК РФ и части 1 проектируемой статьи 142.1 КАС РФ.
Кроме того, применительно к части 1 проектируемой статьи 142.1 КАС РФ необходимо учитывать, что участие в судебном процессе лиц, участвующих в деле, и других участников судебного процесса путем использования системы веб-конференции по инициативе суда может быть осуществлено ими только при технической возможности и наличии, в частности, у свидетелей, экспертов, переводчиков усиленной квалифицированной электронной подписи.
Наименование проектируемой статьи 182 КАС РФ "Выдача и направление копий решений суда" не согласуется с положениями ее частей 1 и 2, регламентирующими направление лицам, участвующим в деле, решения суда, выполненного в электронном виде, а не его копии. Аналогичное замечание относится к проектируемым положениям частей 3 и 4 статьи 201 КАС РФ.
В части 6 статьи 320 КАС РФ отсутствуют слова, замена которых предлагается проектом (вероятно, имеется в виду часть 6.1 статьи 320 КАС РФ).
Поскольку АПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ не содержат положений о "ведении дела в электронном виде", предлагаемые статьями 2, 4, 6 проекта изменения потребуют уточнения в части определения указанного понятия.
В отношении неоднократно используемой в проекте федерального закона формулировки "в установленном порядке" обращаем внимание на неопределенность ее юридического содержания (неясно, какой орган и каким актом должен устанавливать этот порядок).
Наименование проекта необходимо оформить следующим образом:
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
Иные замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Обращаем внимание на то, что проектом федерального закона N 1144920-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях цифровой трансформации принудительного исполнения исполнительных документов" также вносятся изменения в статью 125 АПК РФ и статью 131 ГПК РФ.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.