Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1192313-7 "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" разработан в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 13 января 2021 г. N ММ-П4-132.
Счетной палатой Российской Федерации по результатам проведения контрольного мероприятия "Проверка использования средств федерального бюджета, предусмотренных на применение института присяжных заседателей и обеспечение аудиопротоколирования судебных заседаний в районных судах и гарнизонных военных судах в 2017 - 2019 годах" установлено длительное (от 1 до 5 месяцев) перечисление присяжным заседателям компенсационных вознаграждений.
На основании статьи 11 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О присяжных заседателях") за время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период.
Порядок выплаты компенсационного вознаграждения, в том числе срок, законодательством Российской Федерации не установлены.
При этом нормы Трудового кодекса Российской Федерации не предусматривают обязанность работодателя сохранять за работником на период исполнения обязанностей присяжного заседателя его заработок, возлагая обязанность по обеспечению работника соответствующей компенсацией на государственные органы.
Таким образом, компенсационное вознаграждение, с одной стороны, является гарантией независимости присяжного заседателя во время исполнения своих обязанностей, а с другой - призвано возмещать работнику, исполняющему такие обязанности, соответствующие финансовые потери.
При таких обстоятельствах неоправданно длительный период производства выплат присяжным заседателям, являющихся по своей юридической природе производными от оплаты труда, может повлечь за собой существенное нарушение права этих граждан на получение справедливого вознаграждения за труд, установленного частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации.
Учитывая изложенное, законопроектом предлагается внести в статью 11 Федерального закона "О присяжных заседателях" изменение, в соответствии с которым порядок выплаты присяжным заседателям компенсационного вознаграждения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Аналогичным образом урегулирован порядок оплаты труда судей, пребывающих в отставке и осуществляющих функции судебных примирителей (постановление Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2020 г. N 504 "Об утверждении Правил оплаты труда судей, пребывающих в отставке и осуществляющих функции судебных примирителей").
Принятие предлагаемого законопроектом изменения позволит повысить гарантии материального обеспечения присяжных заседателей при осуществлении правосудия по уголовным делам и упорядочить процедуру выплаты им компенсационного вознаграждения.
Проект федерального закона содержит положение о вступлении его в силу по истечении 90 дней со дня официального опубликования, что обусловлено необходимостью разработки проекта нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, регламентирующего порядок выплаты присяжным заседателям компенсационного вознаграждения.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензии и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации", не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и изменения финансовых обязательств государства.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесений изменения в статью 11 Федерального закона "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" потребует принятия постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего порядок выплаты присяжным заседателям компенсационного вознаграждения.
Головной исполнитель - Минфин России.
Соисполнитель - Минюст России.
Срок подготовки - 3 месяца со дня вступления в силу соответствующего федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.