Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1192160-7 "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
Досье на проект федерального закона
Поводом к разработке законопроекта послужили случаи обращения обвиняемых, содержащихся под стражей, и осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Находясь в местах лишения свободы, указанные лица испытывают объективные трудности в прекращении статуса индивидуального предпринимателя. Это связано с необходимостью нотариального заверения подписи на заявлении, которое должно быть подано в соответствующий регистрирующий орган Федеральной налоговой службы, с оплатой дорогостоящей услуги по совершению нотариального действия вне нотариальной конторы, по месту нахождения учреждения Федеральной службы исполнения наказаний.
Подпись на заявлении может быть удостоверена сотрудником многофункционального центра (далее - МФЦ), однако во многих населенных пунктах, где расположены следственные изоляторы и исправительные учреждения, такие центры отсутствуют. Кроме того, услуга по оформлению документов с выездом сотрудника МФЦ к месту нахождения заявителя также является платной.
Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 325-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации были внесены изменения в части допуска нотариуса к индивидуальному предпринимателю, заключенному под стражу или находящемуся под домашним арестом, для совершения нотариальных действий.
При этом оказание нотариальных услуг осужденным (в качестве дополнительных услуг, оказываемых по инициативе осужденных и оплачиваемых за счет их собственных средств) предусмотрено Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 295. Однако совершение нотариального действия вне нотариальной конторы, по месту нахождения учреждения Федеральной службы исполнения наказаний, является дорогостоящей услугой и поэтому для большинства обвиняемых, содержащихся под стражей, и осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, которые имеют статус индивидуального предпринимателя, она недоступна.
1 сентября 2020 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", предусматривающие исключение по решению регистрирующего органа индивидуальных предпринимателей, фактически прекративших свою деятельность, из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Однако налоговые органы принимают решение об исключении индивидуального предпринимателя из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей при наличии одновременно двух условий:
1) если индивидуальный предприниматель не предоставлял документы отчетности, сведения о расчетах, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в течение последних 15 месяцев;
2) если индивидуальный предприниматель имеет недоимку и задолженность в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
При этом индивидуальным предпринимателям, не ведущим в связи с уголовным преследованием предпринимательскую деятельность и не подающим соответствующую отчетность, ежегодно начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в сумме 35 664 рубля. Исполнительные листы об удержании этих сумм поступают в исправительные учреждения. Соответственно, осужденные, прекратившие предпринимательскую деятельность, остро заинтересованы в прекращении своего статуса индивидуального предпринимателя.
По данным Федеральной службы исполнения наказаний, в ноябре 2020 года в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации содержалось 759 индивидуальных предпринимателей, а в учреждениях, исполняющих наказания, - 2 485 индивидуальных предпринимателей.
В этой связи законопроектом предлагается дополнить пункт 1.2 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" нормой, согласно которой свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя на представляемом при государственной регистрации заявлении не требуется в случае направления документов, предусмотренных статьей 22.3 указанного Федерального закона, в регистрирующий орган почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения, если подпись индивидуального предпринимателя, являющегося подозреваемым, обвиняемым, содержащимся под стражей либо осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы, удостоверена начальником места содержания под стражей или начальником исправительного учреждения.
Необходимость внесения дополнения непосредственно в Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" вызвана тем, что статьей 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации начальнику места лишения свободы предоставлено право заверять подпись лица, находящегося в месте лишения свободы, только на доверенностях, но не на заявлениях.
Стоит отметить, что аналогичный механизм правового регулирования уже реализуется в Федеральном законе от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния". Согласно нормам данного Федерального закона подпись обвиняемого или осужденного на заявлении о заключении брака может быть удостоверена начальником места содержания под стражей или начальником исправительного учреждения.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.