Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1193643-7 "О внесении изменений в статью 1274 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 1274 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях приведения национального законодательства в соответствие с положениями Марракешского договора об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям (далее - Марракешский договор), к которому Российская Федерация присоединилась в соответствии с Федеральным законом "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому договору об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям".
Действующие положения статьи 1274 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяют любым лицам без согласия автора или иного обладателя исключительного права и без выплаты ему вознаграждения создавать экземпляры правомерно обнародованных произведений в специальных форматах, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими лицами, а также воспроизводить и распространять такие экземпляры без цели извлечения прибыли. Следует отметить, что положения Гражданского кодекса Российской Федерации в части круга лиц, которые могут создавать, воспроизводить и распространять экземпляры произведений в специальных форматах для использования слепыми и слабовидящими лицами шире, чем положения Марракешского договора, который устанавливает такое право для специально уполномоченного органа или самого бенефициара.
Вместе с тем, положения Марракешского договора приравнивают к слепым и слабовидящим лицам ("бенефициарам") также лиц, которые "в силу физического недостатка неспособны держать книгу или обращаться с ней либо фокусировать взгляд или двигать глазами в той степени, в какой обычно это было бы приемлемо для чтения" (подпункт (с) статьи 3 Марракешского договора).
При этом специальные форматы, предназначенные для использования слепыми и слабовидящими лицами, по своей сути не отличаются от таких же специальных форматов, предназначенных для использования лицами, указанными в подпункте (с) статьи 3 Марракешского договора. То есть, отсутствуют специальные форматы, предназначенные, к примеру, для лиц с физическими недостатками, в силу которых они не способны держать книгу. Это будет такой же специальный формат, используемый слепыми и слабовидящими лицами во всем мире, например, специальный аудиоформат. В целях обеспечения возможности создания произведений в специальных форматах для всех бенефициаров из абзаца первого пункта 2 статьи 1274 Гражданского кодекса Российской Федерации предлагается исключить слово "исключительно".
Статьей 6 Марракешского договора предусмотрено, что если национальное законодательство разрешает изготавливать экземпляры произведений в доступном формате, должно быть установлено и разрешение импортировать такие экземпляры без согласия правообладателя. Соответствующее изменение, предполагающее возможность импорта экземпляров произведений, созданных в специальных формах, законопроектом предусматривается.
В целях надлежащего контроля за распространением произведений в специальных форматах, предназначенных для лиц, указанных в подпункте (с) статьи 3 Марракешского договора, законопроектом предлагается установить, что только специально уполномоченные библиотеки и организации, действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, вправе будут без цели извлечения прибыли воспроизводить, распространять и импортировать такие экземпляры произведений.
Согласно Марракешскому договору специально уполномоченные органы вправе осуществлять трансграничный обмен произведениями в специальных форматах и предоставлять лицам, указанным в статье 3 Марракешского договора, доступ к таким произведениям. Уполномоченным органом согласно Марракешскому договору может являться как специально уполномоченный орган, так и признанный правительством в качестве такого и оказывающий лицам с нарушениями зрения на некоммерческой основе услуги в области образования, обучения, доступа к информации.
Перечень библиотек и организаций, действующих в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, которые вправе предоставлять произведения в специальных форматах лицам, определяемым в соответствии с Марракешским договором, а также осуществлять трансграничный обмен такими произведениями, законопроектом предлагается определить в действующем Постановлении Правительства Российской Федерации от 23 января 2016 г. N 32 "Об утверждении перечня форматов, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими (рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами), перечня библиотек, предоставляющих слепым и слабовидящим доступ через информационно-телекоммуникационные сети к экземплярам произведений, созданных в форматах, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими (рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами), а также Правил предоставления библиотеками доступа слепым и слабовидящим к экземплярам произведений, созданных в форматах, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими (рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами), через информационно-телекоммуникационные сети" (далее - Правила, постановление Правительства Российской Федерации N 32 от 23 января 2016 г.).
Во избежание получения доступа к экземплярам произведений в специальных форматах лицами, не имеющими специальных медицинских показаний, предлагается внести изменения в приказ Минтруда России от 13 июня 2017 г. N 486н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм", дополнив форму индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида наличием показания к использованию произведений в специальных форматах (в связи с нарушением функций зрения или физических недостатков, не позволяющих держать книгу).
Порядок предоставления доступа к экземплярам произведений лицам, которым по состоянию здоровья не назначена инвалидность, однако в соответствии со статьей 3 Марракешского договора им могут быть предоставлены произведения, созданные в специальных форматах, предлагается определить в постановлении Правительства Российской Федерации N 32 от 23 января 2016 г., в том числе, перечень документов, подтверждающих необходимость пользования экземплярами произведений в специальных форматах, как это закреплено в пункте 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 32 от 23 января 2016 г.
Законопроект не влияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации, его реализация не потребует дополнительных расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета Российской Федерации и не окажет влияния на доходы и расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
На рассмотрении в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют законопроекты с аналогичным содержанием.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 1274 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 1274 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 1274 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 1274 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 1274 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"
1. Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 1274 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2016 г. N 32 "Об утверждении перечня форматов, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими (рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами), перечня библиотек, предоставляющих слепым и слабовидящим доступ через информационно-телекоммуникационные сети к экземплярам произведений, созданных в форматах, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими (рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами), а также Правил предоставления библиотеками доступа слепым и слабовидящим к экземплярам произведений, созданных в форматах, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими (рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами), через информационно-телекоммуникационные сети".
Обоснование необходимости: законопроектом предусматривается, что библиотеки и организации, действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, могут предоставлять лицам, определяемым в соответствии с Марракешским договором об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям (далее - Марракешский договор), экземпляры произведений, созданные в специальных форматах, а также осуществлять трансграничный обмен произведениями, созданными в специальных форматах. Перечень таких библиотек и организаций, действующих в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Краткое описание (цель, предмет и содержание правового регулирования): перечень библиотек и организаций, действующих в целях 4. Перечень ФЗ подлежащих принятию защиты прав и законных интересов инвалидов, уполномоченных на предоставление экземпляров произведений, созданных в специальных форматах, лицам, определяемым в соответствии с Марракешским договором, а также порядок предоставления такого доступа предлагается установить путем внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2016 г. N 32.
Срок внесения в Правительство Российской Федерации: 45 дней со дня принятия Правительством Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Исполнитель: Минкультуры России.
2. Принятие законопроекта потребует внесения изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 июня 2017 г. N 486н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм".
Обоснование необходимости: согласно положениям Марракешского договора его стороны обязуются предусмотреть в национальном законодательстве ограничения или исключения в отношении права использования произведений в целях обеспечения доступа к экземплярам произведений в форматах, доступных не только для слепых, но также и для лиц имеющих нарушения зрения либо ограниченную способность восприятия чтения, а также лиц, которые в силу физического недостатка неспособны держать книгу или обращаться с ней либо фокусировать взгляд или двигать глазами в той степени, в какой обычно это было бы приемлемо для чтения. В целях надлежащего контроля за распространением произведений в специальных форматах библиотеками и организациями, действующими в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, и во избежание получения доступа к таким экземплярам произведений лицами, не имеющими специальных медицинских показаний, предлагается внести изменения в приказ Минтруда России от 13 июня 2017 г. N 486н.
Краткое описание (цель, предмет и содержание правового регулирования): дополнить форму индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида наличием показания к использованию произведений в специальных форматах (в связи с нарушением функций зрения или физических недостатков, не позволяющих держать книгу).
Срок внесения в Правительство Российской Федерации: 45 дней со дня принятия Правительством Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Исполнитель: Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, соисполнитель - Минкультуры России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.